"Место в тройке было пределом мечтаний. Но другой задачи не было"
До 2018 года сборная Казахстана одержала одну победу в Евролиге - и ту по пенальти. В 2018-м - сразу шесть и могла выйти в Дивизион А. Как так вышло -
Сборная Казахстана по пляжному футболу блестяще выступила в Дивизионе В Евролиги-2018. Казахи до 2018 года в Евролиге вообще выиграли всего один матч. да и тот по пенальти. А этим летом выиграли и отборочный этап в Москве, и прекрасно проявили себя в Промофинале, не сумев обыграть лишь его будущих победителей из Герамнии и заняв высокое третье место.
Тренер команды Ерлан Джамантаев рассказал, как удалось достичь столь выдающегося результата, почему проигранный немцам матч – один из лучших в истории сборной, когда в Казахстане будет молодёжная сборная, и как вышло, что казахи не играют ни в Европейских играх, ни в Азиатских.
"УСТУПАЛИ В "ФИЗИКЕ", НО КОМПЕНСИРОВАЛИ ЗА СЧЁТ ЖЕЛАНИЯ"
– Ерлан, когда ехали на этап Евролиги в Москву, могли предположить, что сезон-2018 сложится для сборной Казахстана настолько успешно?
– Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом (улыбается). Мы мечтали, конечно. И уверенность потихоньку приходила к нам с каждой следующей игрой. Когда ехали в Италию, уже реально задумывались о возможной победе. А в Москве могли об этом лишь мечтать.
– В первом матче на московском этапе вы в непростой борьбе обыграли принципиальных соперников из Молдовы. Дала ли там победа импульс для дальнейшего успеха?
– Конечно. Первая победа – это всегда большой стимул. А когда в группе всего четыре команды, и стартовый матч выигран, то есть все шансы занять первое место. Что касается молдаван, то мы с ними три года подряд играем, причём до этого два года проигрывали. Так что настрой был вообще сумасшедший: сколько же можно проигрывать? Пора уже и зубы свои показывать. Надо было воспользоваться и тем, что у молдаван идёт омоложение состава. В любом случае та победа дала нам хороший заряд, тем более что это была первая наша победа в Евролиге в основное время. До этого выигрывали только у Эстонии в серии пенальти.
Отмечу, что мы с молдаванами принципиальные соперники только на площадке. За её пределами нас связывают тёплые, дружеские отношения. Когда они выигрывали, то мы подходили, и от всего сердца их поздравляли. Когда выиграли мы, они в свою очередь поздравили нас.
– Перед матчем с молдаванами в Суперфинале, наверное, было уже проще психологически?
– Нет, было ещё тяжелее. Нам нужно было доказать, что мы не случайно выиграли первую игру. На нас давил больший груз ответственности. Тем более что это была игра второго тура. И если бы мы одерживали победу, то получали бы очень большой шанс сыграть в решающем матче.
– Ваша команда оказалась в одной группе с командой Германии из Дивизиона А. Как думаете, было бы легче, если бы вас с немцами развели по разным квартетам?
– Сейчас вообще в Дивизионе В очень много сильных команд. Не только Германия есть, но и Венгрия – сильная и сбалансированная, Румыния, Англия. Не было ощущения, что у нас сильная группа, а другая – слабая. Со всеми нужно было играть, доказывать свою силу. Проходных матчей в Промофинале ни у кого не было. Вы и сами видели, как в решающем матче румыны играли с немцами – 4:4. Так что состав участников очень хороший, причём все были очень здорово подготовлены физически. Если честно, мы по физическим кондициям соперникам уступали, но старались компенсировать это за счёт желания, настроя и игровой дисциплины.
– То, что вы уступали в «физике», стало для вас неприятным сюрпризом, или были какие-то объективные причины, помешавшие подготовиться лучше?
– Я не хочу сказать, что мы выглядели слабо – мы тренировались, готовились. Но приехали и увидели, что можно и нужно готовиться ещё лучше. Уровень пляжного футбола растёт по всем компонентам, и мы стараемся не отставать. Опыт игры в Промофинале дал нам не просто большой опыт, а колоссальный! Это, я вам скажу, ни с чем несопоставимо! В прошлом году мы за сезон сыграли всего два официальных матча, а в этом году у нас уже семь матчей, шесть из которых мы выиграли. Мы действительно очень сильно выросли за этот сезон.
"РЕБЯТА ПОВЕРИЛИ, ЧТО С КОМАНДАМИ ДИВИЗИОНА А МОЖНО ИГРАТЬ"
– На Промофинал перед командой была поставлена конкретная турнирная задача?
– Обязательно. Цель всегда должна быть! Нашей задачей было попасть в тройку. Максимум – выиграть, минимум – занять третье место. Конечно, и третье место было пределом наших мечтаний, но я не мог ставить какую-то другую задачу, сказать, мол, давайте просто сыграем достойно. У команды всегда должна быть цель, к которой надо идти. Если у команды нет цели – будет провал. Это работает и в жизни, и в спорте. Всегда нужно к чему-то стремиться.
Я разговаривал с ребятами перед первым матчем. Говорил, мол, посмотрите, мы уже сюда приехали победителями. Приятно же было? Особенно после того, как мы два года возвращались, не солоно хлебавши. В Промофинале ничего страшного нет – такие же люди, как и мы, в футбол играют. Нет таких команд, которых нельзя обыграть. Та же Германия – она в Дивизионе А не набрала ни одного очка. Значит, обыгрывают немцев. Так почему мы не можем их победить?
– В решающем матче на групповом этапе Промофинала с немцами были некоторые неоднозначные моменты в плане судейства. Остались ли у вас вопросы к арбитрам?
– Ссылаться сейчас на какие-то судейские ошибки будет неправильно. Скажу так: в матче с немцами мы провели одну из лучших наших игр. Германия – очень подготовленная, рослая команда. Когда мы смотрели их матч в первом туре, то были в шоке – такую игру они показали! Там быстрые, техничные игроки, очень мобильная команда. Стало ясно, что будет тяжело.
На собрании перед игрой я сказал ребятам, что если мы тактически собьём их на наш темп, то это уже будет положительным результатом. И ребята – умницы! Они выполнили мою установку, сбивали темп, играли тактически грамотно. Конечно, в последние минуты были штрафные в нашу сторону, пенальти. Но про судейство я говорить не буду – это неправильно. А подчеркну, что эта игра стала одной из лучших для нас. Мы впервые играли с командой из Дивизиона А, и ребята поверили, что и с ними можно играть. Конечно, останавливаться рано, надо работать и работать, но есть первые проталины, которые показывают, что мы можем достичь высоких результатов.
– Если говорить откровенно, Казахстан хотел попасть в Дивизион А? Лучше подкопить силы ещё год или выйти сразу и, возможно, накапливать разгромные поражения?
– Нужно реально смотреть на вещи, на свои силы. Уровень команд Дивизиона А и В сильно отличается. Но я не могу сказать, что мы не хотели бы занять первое место. Мы хотели выиграть и выйти в Дивизион А. Пускай проигрывали бы разгромно, но это большой опыт. Зато это матчи со Швейцарией, Россией, Португалией, Италией. Представляете, какая игровая практика! Сейчас у нас главная проблема – недостаток игровой практики. Только через официальные матчи можно набираться опыта и прогрессировать. Чем их больше – тем нам лучше.
– Что нужно сделать, чтобы закрепить успех, чтобы стать лидерами Дивизиона В?
– Я привык, что если делать что-то, то с любовью и до конца. Если ты хочешь сделать что-то наполовину, то не стоит и начинать. Поэтому мы продолжим работу в этом направлении, планируем создать молодёжную сборную. Поговорили недавно с BSWW, сказали, что готовим второй год уже команду U-21, а нас никуда не вызывают. Осенью, когда будет разрабатываться календарь на 2019 год, я обязательно приеду и буду продвигать свои идеи. А то в какой-то момент меня спросят, а зачем нам команда, если она нигде не выступает? А команда нам нужна, чтобы работать с молодёжью, брать оттуда ребят в основную команду. Так что мы будем делать всё, чтобы соответствовать тому уровню, на который в этом году поднялись.
"НИ В АЗИИ, НИ В ЕВРОПЕ – А ГДЕ МЫ ВООБЩЕ?"
– В текущем сезоне Казахстан добился настоящего прорыва. Чем его можно объяснить? Это результат планомерной работы или что-то поменялось непосредственно перед этим сезоном?
– Сборная Казахстана на 80 процентов состоит из игроков клуба «Арман», который помимо чемпионата Казахстана выступает ещё и в Евразийской лиге – это сильно нам помогает, ребята там набираются опыта. Также перед выездом в Москву и Италию мы специально подгадывали очередной тур чемпионата Казахстана, чтобы ребята набрали нужные кондиции. У нас же не профессиональные, а любительские команды – люди после работы тренируются и играют. Полагаю, в этом году у нас грамотно получалось выводить ребят на пик формы к международным турнирам. Думаю, это стало большим подспорьем удачному выступлению.
– После успехов в Москве и Италии о сборной Казахстана писали в местной прессе. Вы почувствовали живой интерес со стороны СМИ и общественности?
– Конечно! Мы когда летели домой, нас в Москве на пересадке спросили – а вы не из пляжного футбола? Было очень приятно, конечно. И когда мы летели, в самолёте подходили, поздравляли, говорили, что мы здорово выступили. Это было очень неожиданно для нас, ведь пляжному футболу уделяется не так уж много внимания. А ещё у нас есть парень, который в футзал в Европе играет, и он рассказал, что про нас в Португалии слышали – вот так мы пошумели!
Резонанс получился хороший, не только в СМИ, но и среди простых людей. Подбадривают, говорят, мол, ждём от вас побед и дальше. А у нас другого выхода нет – нам надо, как говорил Ленин, учиться, учиться и ещё раз учиться и много работать. До совершенства ещё далеко.
– Есть ли у вас какие-то планы, как использовать текущий всплески интереса к пляжному футболу для привлечения новых игроков в этот вид спорта?
– Ещё до Промофинала в городе Капчагай Алматинской области было открыто отделение пляжных видов спорта, в том числе футбола, где будут дети заниматься. В Шымкенте тоже движение пошло: открыли отделение пляжного футбола, построили тренировочный стадиончик. В следующем году команда из Шымкента хочет выступать в чемпионате страны. Это хороший приток молодёжи. Более того, молодёжная сборная будет базироваться на этих отделениях. Будет дальнейший рост. Мы постараемся подпускать к основному составу как можно больше молодёжи. Думаю, что в своё время сплав опыта и молодости принесёт очень хорошие плоды.
– Не обидно ли было, что сборная Казахстана никак не могла пробиться на Европейские игры, которые проводятся под эгидой Европейского олимпийского комитета?
– На самом деле для меня это было большой неожиданностью. Я полагал, что у нас есть шансы поехать в Минск. Ведь мы играем в футбол в Европе – и большая сборная, и футзал, да и мы в Евролиге выступаем. Да, наш национальный олимпийский комитет – азиатский, и наша сборная выступает в Азиатских играх, но наши футбольные команды там играть не могут.
Мы, получается, вообще не у дел. Ни в Азии мы играть не можем, ни в Европе – Европейский олимпийский комитет ставит преграду. Это ущемление наших прав, и с этим нужно разобраться. А то мы ни в Азии, ни в Европе – и где мы вообще? Я продумаю этот вопрос, задам его на BSWWв ноябре и попрошу конкретного ответа. Если мне его не дадут, я буду действовать через наш национальный олимпийский комитет. С таким положением дел точно нужно что-то делать.