Лихачёв: лучший тренер – неоценимая заслуга моих игроков
В заключительной части разговора с Михаилом Лихачёвым – мнение о церемонии "Звёзды пляжного футбола" и теория игры
Часть 1 – "Лихачёв: поражение в финале – ложка дёгтя. Чайная"
Часть 2 – "Лихачёв: формулу Суперлиги нужно сохранить. Она себя оправдала"
"ЗВЁЗДЫ ПЛЯЖНОГО ФУТБОЛА" НУЖНО ПРОВОДИТЬ КАК ОТДЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
– Кроме Леонова признание получил и ещё один россиянин – лучший тренер года Михаил Лихачёв. Репетировали ли вы речь, которую произнесли со сцены?
– Нет, речь я не репетировал. Я был полностью уверен, что в случае победы мне удастся выйти с Анастасией Рябовой, нашим переводчиком, и она будет переводить то, что я скажу, однако выяснилось, что по правилам мероприятия это невозможно, и мне пришлось выступать на английском, который я изучал только в школе. Но в целом это для меня большое достижение, я рад, что получил эту награду. Мне было очень приятно выиграть, ведь другие номинанты Хоакин Алонсо и Анжело Ширинци – это, безусловно, выдающиеся специалисты в мире пляжного футбола. Тем приятнее было оказаться лучшим. В этом факте неоценимая заслуга игроков нашей сборной, которые, как я сказал на церемонии, являются большими футболистами и замечательными людьми. Также хочется сказать спасибо всем тем, кто искренне меня поддерживает. Это касается моей семьи и моих друзей, а также тех людей из большой семьи российского пляжного футбола, которые многое делают для развития маленького, но замечательного вида спорта в нашей стране. В моей награде есть и частичка их труда.
– Организаторы впервые провели подобную церемонию. Насколько понравился сам формат определения лучших тренеров и игроков? Насколько всё было объективно и правильно? Вообще, расскажите о своих впечатлениях от мероприятия.
– Сама церемония прошла хорошо, не было затянутости: всё было живенько, интересно и весело. Что касается определения, то, по моей информации, в голосовании приняли участие сто главных тренеров и сто капитанов национальных сборных. Конечно, нам всем интересно, кто за кого голосовал, в большом футболе эти данные делают доступными, но, к сожалению, мы не знаем таких итогов. В нашем узком семейном кругу пляжного футбола это необязательно: все и так предполагают, кто за кого мог голосовать.
– Стоит ли это мероприятие делать более масштабным и пафосным? Всё-таки оно получилось довольно скромным, особенно учитывая, что проходило перед финалом Межконтинентального кубка.
– Это был первый опыт проведения подобного мероприятия, я думаю, что организаторы в будущем учтут все недочёты, если они вообще были. Наверное, действительно стоит проводить это как отдельное мероприятие, на которое могли бы приехать все представители нашей международной пляжной семьи. Это действительно было бы очень интересно. Я немного расстроился за Диму Шишина и Юру Крашенинникова, которые не попали в символическую сборную, немного расстроился за Андрея Бухлицкого, не получившего приз лучшего вратаря. Но ничего страшного. Значит, они всё получат в 2015 году.
– Расскажите вкратце, с кем удалось пообщаться из знаменитостей, не принадлежащих к миру пляжного футбола.
– Мы провели практически целый вечер вместе с Кристианом Карамбё, очень тепло относящегося к нашей сборной и к пляжному футболу, для которого он сам сделал немало. Мы нашли с ним много общих интересных тем, он вспомнил хорошие футбольные времена, когда играл, например, против Саши Филимонова. Он был очень удивлён, что Саша играл за нашу сборную на чемпионате мира в Равенне в 2011 году, он этого не знал. Мы многое с ним обсудили, вплоть до темы иностранных тренеров, которые работают как в чемпионате России, так и в национальной сборной. Кристиан высказывал определённый интерес к каждому из них. Больше всех встреча с ним потрясла Алексея Крутикова, который практически потерял сознание, увидев рядом живого Кристиана Карамбё (улыбается). Алексей сразу же сделал селфи и много интересных видеороликов. Это действительно человек, который многое сделал для футбола, в частности, для пляжного футбола. Хотелось бы увидеть его в Москве на одном из мероприятий, которые мы проводим. Может быть, на этапе Евролиги. Он сказал, что с удовольствием готов откликнуться на такое предложение, вопрос лишь в том, чтобы Российский футбольный союз это организовал.
ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ ИГРЫ ВРАТАРЯ – ЭТО РЕВОЛЮЦИЯ
– В Дубае был не только практический футбол, но и теоретический – различные семинары, курсы и круглые столы. Расскажите об этом поподробнее.
– В Дубае прошёл семинар тренеров и инструкторов ФИФА по пляжному футболу. Последнее такое мероприятие было после окончания чемпионата мира в 2011 году в Равенне. Было очень приятно получить приглашение и поучаствовать в семинаре ведущих специалистов пляжного футбола на планете. Могу сказать, что уровень этого семинара оказался гораздо выше, чем предыдущего. Было очень много интересных тем, касающихся развития пляжного футбола, повышения тренерского мастерства, качества судейства, общих организационных моментов и всего того, что может помочь пляжному футболу встать на новый уровень и стать ещё более интересным видом спорта.
– В каком формате проходило мероприятие?
– Были презентации выступающих и дискуссии после каждой из них, с возможностью задавать вопросы и высказывать свои собственные мнения. На мой взгляд, всё прошло очень позитивно и интересно, есть много интересных моментов, которые я почерпнул для себя. Я надеюсь, что и от меня замечательные тренеры и инструкторы тоже получили много интересной информации.
– Какой вопрос был самым интересным, важным, обсуждаемым? На какую тему вы высказывались?
– Я участвовал в технической группе, которая занималась теоретической подготовкой вопроса по техническому элементу поднятия мяча с песка. Я выступал и рассказывал о тренировочных упражнениях. Привёл в пример лучших исполнителей это элемента – Рамиро Амарелле, швейцарец Лео, португалец Алан, бразилец Жоржиньо и, конечно, наш Антон Шкарин.
– В списке участвующих вы значились как потенциальный инструктор. Что это такое?
– Да, это действительно так. Просто на сегодняшний момент я ещё не получал приглашения от ФИФА провести курсы в какой-либо из стран мира. Надо понимать различие между инструктором ФИФА и тренером. Оно заключается в том, что тренер – это достаточно понятная для всех должность, которая подразумевает работу с командой, а инструктор ФИФА – это тренер для тренеров, который может объяснить нюансы игры, правила игры и, прежде всего, привить людям любовь к пляжному футболу.
– Маджер занимался именно этим?
– Нет, Маджер выступал с презентацией по техническому анализу чемпионата мира, прошедшего в сентябре 2013 года на Таити. В его докладе было очень много интересного, в частности, статистические показатели. У него была очень интересная презентация, много цифр, много фактов. Кроме того, он участвовал в определении лучших игроков мира. Могу отметить, что ему всё это давалось очень непросто, ведь Маджер был ещё и участником турнира, поэтому я снимаю перед ним шляпу.
– Вы обсуждали новые правила?
– Да, такая тема была. К сожалению, мне удалось послушать только часть этой большой дискуссии, поскольку нужно было готовить команду к матчу. Большую часть я пропустил, но, думаю, что в ближайшее время могут быть ещё изменения в правилах. Я могу высказать только свою позицию: первым и самым главным изменением в правилах должно быть появление тайм-аута для каждой из команд в течение матча.
– Уже есть какой-то проект новейших правил?
– Нет, пока обсуждались те изменения в правилах, которые были произведены в этом году. Конечно, изменения в правилах игры вратаря – это революция в пляжном футболе. Я могу это сравнить с изменением в 1992 году правила в большом футболе, когда вратарю запретили брать мяч в руки после передачи своего партнёра по команде.
– По-вашему, введение новых правил оправдало себя? Стал ли футбол более зрелищным и скоростным?
– Да, увеличился динамизм игры, вырос темп. Всё это, безусловно, положительно для зрителей. Думаю, что те изменения, которые были приняты, в целом носят весьма позитивный характер, но для меня, как для тренера, большое значение имеет вопрос не только самих правил, но и трактовки их судьями. Некоторые арбитры трактуют четыре секунды как четыре, некоторые, как две с половиной, а некоторые – как восемь. Здесь есть некий судейский человеческий фактор, от которого мы никак не можем отойти.
– Новые правила не ущемили именно спортивную составляющую?
– На мой взгляд, нет. Большая часть изменений достаточно правильна в плане развития игры в пляжный футбол. Но есть моменты, которые, может быть, не стоило резко изменять сразу. Это касается правила изменения бывших пяти секунд на четыре. Разница в одну секунду, казалось бы, не очень заметна, но в итоге она играет большую роль, особенно при владении мячом в своей зоне. В целом же я согласен с тем , что пляжный футбол должен меняться. И он делает это в правильную сторону.