Автор: Михаил Чесалин

31.01.2015

Нечаев: мы сможем обеспечить кадрами всю Суперлигу

Президент федерации пляжного футбола Санкт-Петербурга Сергей Нечаев подвёл итоги завершившегося первенства города среди детско-юношеских команд и пора

– Сергей Васильевич, поздравляем вас с успешным завершением первого первенства Санкт-Петербурга по пляжному футболу среди детско-юношеских команд. Довольны ли вы тем, как всё прошло?

– Для начала нужно сказать, что это первенство – этап большого проекта. Мы к столь масштабному мероприятию шли несколько лет. С 2010 года, когда был открыт комплекс «Динамит», мы начинали буквально с единичными коллективами, с отдельными возрастами. «Локомотив-1996» – это первые ребята, которые тренировались на песке в межсезонье, а мы следили за их результатами в большом футболе. 

– Какие задачи стояли четыре года назад? Чего хотели добиться в будущем?

– В 2010 году мы сформулировали для себя задачу: не заниматься изначально пляжным футболом, а просто дополнительно тренировать тех, кто занимается большим. Нужно было понять, насколько эффективным окажется подобное сочетание. И руководители футбольных школ результатами оказались довольны, поэтому в 2011-12 годах народ активнее пошёл заниматься. Появился не только «Локомотив», но и «Коломяги» – ещё одна наша серьёзная футбольная школа. Прибавилось у нас в этом направлении союзников. 

– А какой же год стал поворотным?

– Ключевым стал прошлый, 2013 год. Тогда на песок вышли ребята семи возрастов. Это были как малыши, так и юноши. Ребята практически весь сезон занимались на песке. Тот сезон стал важным с точки зрения формирования отношения к этому в других футбольных школах. Многие узнали, что «Локомотив» и «Коломяги» тренируются на песке, решили присмотреться к этому. Нашлись и поклонники этого дела. Но скепсис всё равно оставался и остаётся до сих пор. Когда я предложил народу принять участие в регулярных соревнованиях, у меня не было уверенности, что всё это произведёт фурор. Однако по масштабу, по качеству всё получилось даже более серьёзно, чем я предполагал. Удалось привлечь почти все ведущие коллективы чемпионата города по футболу, которые и составили костяк турнира. 

– Расскажите чуть подробнее о завершившемся недавно турнире.

– Соревнования проходили в девяти возрастных категориях. Мы начинали с 2006 года рождения, но малыши играли у нас по специальной схеме, согласно которой они собирались на микротурниры – это удобно и для родителей и для тренеров. А все остальные, начиная с 2004 года рождения, играли турами – раз в неделю. Принципиально важно, что они фактически два с половиной месяца провели в «Динамите», регулярно выходя на песок. В итоге получилось 77 команд, было сыграно 350 матчей за десять недель. Проведена большая работа, так что я, конечно, доволен тем, что получилось. 

– Какие преобразования ожидают турнир в следующем году, учитывая тот факт, что он является частью большого проекта?

– Ожидаю, что в следующем году активность будет гораздо выше. В этот раз кто-то опасался высокого травматизма, кто-то не смог финансовый вопрос решить. Но в следующем году всё будет в плановом порядке, через федерацию футбола, так что, уверен, следующий турнир в любом случае будет лучше и по качеству, и по количеству представленных команд. Я лично очень доволен и с оптимизмом отношусь к тому, что происходит. А ещё хочу поблагодарить Андрея Бухлицкого, Юрия Крашенинникова, Кирилла Романова, которые приезжали на церемонии награждения и старались популяризировать пляжный футбол. Мне кажется, нашим футбольным звёздам стоит почаще вариться в этой футбольной среде, особенно среди детей. Это очень здорово работает. 

– Предположение о высоком травматизме не подтвердилось?

– Мы сделали основной акцент на мониторинге всего того, что происходило. Согласно нашим наблюдениям, травматизм оказался крайне низким. Очень многие боялись этого перед началом турнира, но сейчас мы имеем статистику, которая доказывает, что уровень травматизма в разы ниже, чем в большом футболе. А кроме травматизма есть ещё целый ряд вопросов, которые необходимо подробно изучать и анализировать. Вообще, наш турнир очень здорово меняет отношение футбольной общественности именно к пляжному футболу. В большом восторге от этого всего и дети, и родители – это масса положительных эмоций. Я просто вижу, насколько всем это понравилось, насколько всё было позитивно. Отрицательных реакций я практически не видел. 

– Вы неоднократно говорили о том, что не хватает времени и места, где можно было бы проводить подобные соревнования. Насколько остро стоит эта проблема? Как она решается?

– Конечно, проведение подобных мероприятий без создания необходимой материально-технической базы невозможно. «Динамит» уже сейчас забит под завязку. Так что сейчас у нас есть задача – построить комплекс где-то на севере, чтобы жителям этой части города не приходилось добираться в весьма отдалённый район, где расположен «Динамит». Хочется сделать всё это максимально доступным. Сейчас есть несколько проектов, работа идёт. Но, к сожалению, идёт без участия государства – всё это исключительно частная инициатива. 

– Как сами участники соревнований относятся к идее проведения первенства города?

– Мы сумели заинтересовать большое количество людей, которые воспринимали пляжный футбол как некое параллельное явление. А сейчас они открыли для себя новый мир. Эмоции, которые царили в «Динамите» – это что-то потрясающее. Креативных людей у нас очень много. Главное сейчас – заложить верные идеи в эти креативные головы. Уже сейчас я могу сказать, что лавинообразный процесс запущен, и теперь остановить его будет очень трудно. В него вовлечено довольно много людей, и теперь ситуация будет развиваться независимо от нас. Мы неожиданно для себя копнули совершенно новый слой, на который раньше вообще никто не обращал внимания. А здесь потенциал очень большой. 

– Какие результаты может принести данная работа, если она с успехом будет вестись и в будущем?

– Если нам в Питере удастся выйти на серьёзные показатели подготовки кадров для пляжного футбола, то мы в ближайшие годы сумеем обеспечить всю российскую Суперлигу молодыми игроками (смеётся). Однако с точки зрения развития пляжного футбола этого недостаточно. Вы же сами видите, что в региональных клубах нет системного развития. Есть какие-то локальные задачи – выступить в Суперлиге, получить видимые эффекты, освоить бюджет. Но о развитии пляжного футбола в целом никто не задумывается. 

– Выходит, главная цель глобального проекта – развитие российского пляжного футбола?

– По сути, всё это – система подготовки кадров, в том числе и для пляжного футбола. Приведу пример: ребята 1996 года первыми начинали вариться в этой системе, и сейчас четвёро из них играют в «Кристалле», и ещё столько же в других пляжнофутбольных клубах. Это новая волна, смена поколений. Это те ребята, которые уже начали пополнять профессиональные коллективы. Мы получаем доступ к колоссальному кадровому резерву, который есть в футболе. Каждый год у нас появляются мальчишки, которые раньше встали на песок. И им не приходится резко адаптироваться к другому покрытию после окончания футбольной школы. Им будет проще реализовать свой потенциал в пляжном футболе.

– Вы говорите о тех, кто после обычных футбольных школ решается попробовать себя в большом футболе?

– Да, о них. Ведь ни для кого не секрет, что только единицы попадают в большой футбол. Все остальные либо выступают в каких-то непонятных коллективах, либо идут учиться и работать и, соответственно, вообще пропадают из футбола. При этом нужно понимать, что у ребят большой футбол всегда в приоритете. До определённого возраста они видят себя только там. Понятно, что все они мечтают быть Роналду или Месси – у них перед глазами мелькают такие фигуры. А наших звёзд пляжного футбола они просто не знают, несмотря на то, что наша сборная выступает на очень серьёзном уровне. 

– Получается, прививать навыки игры на песке нужно с самого детства?

– Важный нюанс заключается в том, что эффективность работы на песке, скорость адаптации к этому покрытию принципиально зависит от возраста. Чем младше игрок, тем проще ему это делать. Маленькие дети на лету схватывают и координацию, и пластику, и технику. Это для них становится базовыми вещами, которые у них сохраняются на всю жизнь. И если им в силу каких-то жизненных обстоятельств приходится в дальнейшей жизни выбирать пляжный футбол, то они уже готовы к нему, им не нужна длительная адаптация. При этом у них есть навыки, полученные в футбольной школе. 

– Но что же мешает внедрению этой системы повсеместно?

– Принципиальная проблема состоит в том, что сегодня футбольное общество не готово говорить о пляжном футболе, как о составной части футбола, а воспринимает его как нечто совершенно отдельное. Довольно большое консервативное крыло не видит будущего во всём этом. Впрочем, это проблема любого большого начинания в России. – кроме того, никто не знает и не понимает, о чём идёт речь. О самом подходе многие люди слышат впервые. До этого момента мир пляжного футбола был очень узким и никак не пересекался с миром большого футбола. Порой это делалось намеренно. Никто из руководителей пляжного футбола не хочет терять управление над процессом. 

– Убедить общественность в собственной правоте можно, только продемонстрировав наглядные результаты?

– Естественно, все ждут результатов. Но в любой отрасли промышленности, бизнеса или спорта, люди, берущиеся за дело последними, оказываются в хвосте. Реализующий идею первым рискует, но в случае успеха он опережает всех на целый корпус. За примерами далеко ходить не надо. В 2005 году Виталий Леонтьевич Мутко сделал ставку на пляжный футбол. Не было никакого представления о результате, о последствиях. Но человека удалось убедить, у него загорелись глаза и он, взяв на себя ответственность, привлёк ресурсы, которых на тот момент нам так не хватало. И сегодня мы чемпионы мира по пляжному футболу. 

– Что изменилось? Заинтересовать больших руководителей стало сложнее?

– Сегодня в Российском футбольном союзе нет людей, которые готовы рисковать, в том числе и в сфере пляжного футбола. Я пытался руководителям РФС, когда они приезжали в Санкт-Петербург, объяснить, что они имеют уникальную возможность разобраться в проекте, которого нигде нет и в ближайшее время не будет, который, возможно, позволит совершить прорыв. Но никакого энтузиазма или заинтересованности я не заметил. Более того, РФС не обладает адекватной идеологией развития пляжного футбола, у них нет никаких мыслей по этому поводу. А донести до них мысли пока не удаётся. Может быть, у меня не хватает красноречия и аргументов. Но проблема в том, что если ничего не делать, то качественно изменить ситуацию не получится. 

У нас сейчас нигде нет полноценной системы соревнований, чтобы были и мужские, и женские, и детские. Мы старательно поддерживаем иллюзию того, что у нас есть какая-то система, некий процесс. Но по сути-то всё держится на отдельных людях, энтузиастах своего дела. А все футбольные институты сейчас смотрят на это индифферентно. Это проблема руководства футбола в целом. Все институты так или иначе сосредоточены на главные управляющие центры – РФС и Минспорта. А там тишина.

– А что должно делать РФС в сложившейся ситуации?

– Задача Российского футбольного союза – формировать соответствующую идеологию, а затем транслировать её в футбольные федерации, клубы. С сожалением я могу констатировать, что ресурс, которым обладает РФС, не используется. Это очень печально. Я понимаю, что у них есть какие-то другие, глобальные задачи: чемпионат мира, сборная. Но в пляжном футболе нужен интеграционный процесс. То, что мы сейчас делаем, – это часть футбола. Пляжный футбол нельзя отделить от общей концепции развития. Однако вся эта идеология воспринимается футбольным народом весьма скептически. Но я думаю, что время всё покажет. У меня есть совершенно чёткое убеждение, что мы идём в верном направлении. Те результаты, которые мы сегодня имеем, доказывают эффективность нашей работы.

Источник: bsrussia.com