Амарелле: в финале сыграют сборные России и Таити
Один из лучших игроков в истории испанского пляжного футбола, играющий тренер «Барселоны» Рамиро Амарелле – о своей карьере, кумирах, российском феном
В недавнем прошлом Рамиро Амарелле – главная звезда сборной Испании, ныне – инструктор ФИФА и играющий тренер «Барселоны». Рамиро в обстоятельном интервью рассказал beachsoccerrussia о своей карьере, испанском футболе, судьях и работе с детьми.
ЛОТАР МАТТЕУС БЫЛ ЛУЧШЕ ВСЕХ
– Рамиро, сейчас вы являетесь кумиром миллионов людей, живущих не только в Испании, но и во всём мире. Расскажите, как же началась ваша история. Когда вы начали играть в пляжный футбол?
– Ох, это было уже так давно (задумывается)! Моё увлечение пляжным футболом началось с одного товарищеского турнира, который проходил в моём родном городе. Мне тогда было 18 лет. Команда, в которой я играл со своими друзьями, прошла в Суперфинал. Там мы тоже заняли первое место и стали чемпионами Испании среди любителей. А на следующий год, когда мы выиграли этот турнир ещё раз, к нам приехала сборная Испании, составленная из экс-футболистов, как это было в России, когда играли Мостовой, Карпин, многие другие. Мы сыграли с ними вничью – 5:5, и я в том матче забил три гола. Им понравилась моя игра, и они пригласили меня в команду.
– Как же складывались ваши первые матчи в сборной Испании?
– В первом же матче я забил два гола, потом ещё два, потом ещё несколько – на Мундиалито. И с той поры меня начали приглашать в сборную на постоянной основе. Не на все турниры, но на большинство. Я тогда ещё играл в большой футбол, был чемпионом Испании среди юношей не старше 19 лет в составе команды «Депортиво Ла-Корунья», но часто получал травмы, мне необходима была медицинская страховка, лечение. И когда я понял, что в пляжном футболе мне могут всё это обеспечить, то подписал контракт с национальной командой и начал посвящать всё своё время именно пляжному футболу.
– А когда вы начали играть в большой футбол?
– В 13 лет. В нашей школе я начал играть в мини-футбол лет в восемь-девять. Потом начал заниматься большим. В 15 лет я уже был в юниорской сборной Испании, потом стал чемпионом страны среди молодёжных команд, а потом как-то неожиданно оказался в пляжном футболе (улыбается).
– Кто был вашим футбольным кумиром, когда вы были ребёнком?
– Разумеется, это был Лотар Маттеус из Германии. Это был один из лучших игроков мира, и я хотел играть так, как он. Но, конечно, я обращал внимание и на тех, кто играл в Испании: это Митчелл и Бутрагеньо из мадридского «Реала». Кантона ещё был очень хорош. Но лучше всех, безусловно, был Маттеус.
Я ЕЩЁ НЕ ЗАКОНЧИЛ КАРЬЕРУ – ЖДУ СВОЕГО ШАНСА
– Почему вы так рано решили закончить карьеру игрока?
– Я ещё ничего не решил. Это тренер решил, что я не способен помочь команде, и я принял его решение, хотя и не согласен с ним. Я ничего не могу с этим поделать, могу лишь надеяться, что тренер изменит своё мнение. Но я по-прежнему играю с потрясающими футболистами в «Барселоне», где фактически собрались звёзды со всего мира, кроме «Локомотива», против которого мы играем. Я играю и тренирую в своё удовольствие, не беспокоюсь и жду подходящего момента для возвращения в сборную в качестве игрока или тренера. Пляжный футбол – это моя жизнь, и мне ничего не остаётся, кроме как просто ждать своего шанса.
– Какие у вас есть проекты, кроме тренерской работы в «Барселоне»?
– Я уже четвёртый год являюсь тренером молодёжного состава профессионального клуба второго испанского дивизиона. Это очень здорово: я многому учусь, получаю дополнительный опыт. Такая работа помогает постичь новый уровень понимания футбола, что поможет мне в дальнейшей работе. Также я работаю с ФИФА. Очень здорово иметь возможность оценить развитие пляжного футбола по всему миру, посмотреть, как в него играют в разных странах. Это также позволяет многое понять в футболе. У меня есть возможность учиться где угодно и у кого угодно.
– Расскажите подробнее о своей работе для ФИФА.
– Я являюсь инструктором ФИФА по пляжному футболу, но здесь работаю как член технической группы. Провожу тактический и технический анализ, изучаю статистику, пытаюсь выяснить, в каком направлении движется наш вид спорта.
– Если вам когда-нибудь предложат серьёзный пост в большом футболе, вы примете предложение?
– Конечно. Я уже на протяжении последних нескольких лет получаю различные предложения, и если среди них будет то, которое мне подойдёт, то я его приму. Очень здорово, что я сейчас являюсь частью пляжного футбола, но есть и другие варианты – большой футбол один из них. Я бы хотел продолжать работать и дальше в пляжном футболе, но здесь не так уж много возможностей для развития. Есть возможность работать в национальных чемпионатах или сборных, но если что-то будет не складываться, то я не буду терять своё время.
– А если однажды вам поступит предложение о работе в национальной сборной Испании по пляжному футболу, примете его?
– А почему бы и нет? Это будет невероятная ситуация. Работа в национальной сборной – это потрясающий шанс. Но к нему нужно быть готовым. Так что если поступит подобное предложение, то посмотрим.
ПОРАЖЕНИЕ В БИБИОНЕ НЕ ПОВЛИЯЛО НА ИСПАНСКИЙ ФУТБОЛ
– Помните ли вы поражение от сборной России в квалификационном турнире к чемпионату мира 2011 года в Бибионе?
– Да, помню, но я был травмирован и не играл (улыбается).
– Тем не менее, вы смотрели матч с трибуны. Какие остались воспоминания?
– Очевидно, это была трудная игра для обеих команд. Сборная России тогда проходила период становления в качестве одной из лучших команд мира, а Испания уже была такой. Этот матч был важен для всех. Сборная Испании долгое время вела в счёте, но потом в какой-то момент мы начали упускать свои шансы, и российская команда превзошла нас. Это пляжный футбол, и он непредсказуем. Одни и те же команды могут сыграть несколько матчей с одинаковым составом и тактическим заданием, но результат всегда будет разным. В том матче мы допустили больше ошибок, а потому проиграли.
– Тогда четвертьфинальные пары определялись обычным жребием. Кто придумал эту систему? И что вы о ней думаете?
– Я полагаю, что это было решением ФИФА. Конечно, мы были не согласны с этим, нам бы хотелось, чтобы пары составлялись с учётом рейтинга ФИФА, но ни нас, ни Россию никто не спрашивал. Такие правила были приняты, и нам пришлось с ними согласиться – другого выбора у нас не было.
– То поражение в 2010 году как-то повлияло на развитие испанского футбола?
– Нет. Результаты одного матча никогда не должны влиять на долговременное, стратегическое развитие. Не произошло этого и в 2010 году.
– В чём вы видите причины того, что Испания не побеждает на крупных международных турнирах на протяжении нескольких последних лет.
– Как же не побеждает? Год назад мы выиграли Кубок Европы в Баку. Но нужно оговориться, что тогда там практически не было песка. Сам турнир при этом состоял из трёх матчей, и в Азербайджан не приехали сильнейшие команды Европы. Та же сборная России, например, играла в Баку неосновным составом.
Но, вообще, этот вопрос нужно адресовать не мне. Я не тренер сборной Испании (улыбается). Но я думаю, дело в плохой подготовке. У нас нет какой-то цельной программы развития и подготовки к крупным турнирам, а без этого очень сложно добиться высоких результатов. Второе место на чемпионате мира 2003 года не решило наших проблем, не дало ответа на злободневные вопросы. Спустя годы мы так и не получили этих ответов. Что-то не так в системе подготовки сборной, в структуре развития испанского пляжного футбола, и мы должны что-то с этим делать. Каждый год всё больше и больше команд обходят нас. Нам нужно остановиться и посмотреть, что у них, как развивают пляжный футбол, поддерживают сборную. В противном случае мы будем отставать от лидеров всё больше и больше.
– Есть ли в Испании национальный чемпионат. Как он проходит?
– Нет… Хотя есть, но проходит он за выходные. В нём принимают участие восемь команд, которые играют всего два дня. Вот и весь наш чемпионат.
В ФИНАЛЕ СЫГРАЮТ СБОРНЫЕ РОССИИ И ТАИТИ
– В чём, по вашему мнению, заключается феномен сборной России?
– Всё просто. Ваша сборная работает вместе уже десять лет. А если какая-то команда имеет возможность тренироваться вместе более восьми лет по качественной программе подготовки, то год от года она будет всё лучше, а потом и выйдет на самый высокий уровень. Взять, например, сборную Испании – там почти все лучшие игроки пришли восемь-десять лет назад. Они набрались опыта, поиграли в классных командах и вышли на высокий уровень. Российские игроки выступают в сильном национальном чемпионате по четыре-пять месяцев в году, часто играют в сборной, а потому они накопили достаточно опыта, чтобы стать лучшей командой мира на данный момент.
– Как вы считаете, кто выиграет этот чемпионат мира?
– Думаю, в финале снова сыграют сборные России и Таити. Думаю, что сейчас это две лучшие команды, играющие в разных манерах. В составах обеих сборных есть отличные игроки. У России есть тактическая подготовка, выдержка, спокойствие, а у Таити другой стиль: более зрелищный, яркий, атакующий. Оба игровых стиля показывают нам, что можно побеждать по-разному, давая зрителям зрелище. Мне очень нравятся обе команды, надеюсь, что они здорово проведут свои полуфинальные матчи и дойдут до финала. Но это пляжный футбол, и в одном конкретном матче каждый может победить. Этим и хорош наш вид спорта.
– Почему важные матчи на чемпионате мира доверяют судить неопытным арбитрам из нефутбольных стран, например, Омана или Малайзии?
– Я могу объяснить вам главную цель действий ФИФА. Для команд и судей одна логика – мы должны всем дать шанс развиваться, двигаться вперёд. Поэтому на чемпионат мира приглашаются судьи из разных регионов мира. Я верю, что на главные матчи отбираются лучшие, сильнейшие. При этом бригады, работающие на одном матче интернациональны, чтобы судьи из разных стран могли набираться опыта и потом передавать его своим коллегам. А как им иначе развиваться, если не через практику на матчах? Соревнований ведь в некоторых регионах очень мало. Нам очень непросто это понять, но все судьи должны иметь шанс проявить себя, каждый должен почувствовать себя частью пляжного футбола.
– Развитие – это, конечно, здорово, но порой ошибки неопытных арбитров очень дорого обходятся командам.
– Да, я знаю. Ясное дело, что в этом нет ничего хорошего. Но судьи тоже не рады, когда они допускают ошибки. Футболист расстраивается, когда не забивает гол, судья – когда допускает ошибку. Но мы не можем жить без движения вперёд. Если мы хотим, чтобы наш вид спорта развивался, то нам нужно больше команд, больше игроков, а также больше судей. Они должны получать игровую практику, чтобы повышать свой уровень. Это замкнутый круг, из которого можно выбраться только так, как это делается сейчас. И, поверьте, судьи на поле стараются сделать всё возможное, чтобы работать качественно.
– Почему на ваш взгляд на международные турниры приглашают так мало судей из России, учитывая тот факт, что у нас сильнейший чемпионат и у судей есть игровая практика?
– Для каждой страны есть определённые квоты. ФИФА предусматривает равные права для участников соревнований из разных стран. У судей из России такие же возможности попасть на чемпионат мира, как и у арбитров из Африки. Это непросто понять, но таковы базовые принципы. Это полностью соответствует принципам фэйр-плей. Ведь если сборная России отправит на чемпионат мира пять или десять квалифицированных судей, то они смогут влиять на ход турнира, как это было на турнирах в Бразилии до прихода ФИФА. Потом ситуация изменилась. Появились судьи из разных стран, в которых пляжный футбол и нуждался. Они развиваются, повышают свою квалификацию и тем самым развивают пляжный футбол по всему миру.
ПЛЯЖНЫЙ ФУТБОЛ УБИВАЮТ ТРЕНЕРЫ
– Тренер сборной Мадагаскара Клод Баррабе утверждает, что профессионализм убивает пляжный футбол. В нём становится всё меньше голов, ударов через себя. Согласны ли вы с этим?
– Я понимаю, что он хотел сказать, но не совсем согласен с ним. Пляжный футбол убивает не профессионализм, а тренеры. Именно они обращают внимание на защиту и не позволяют сопернику атаковать. Они, как правило, не пытаются развивать собственных игроков, а стараются обезвредить соперника. Но некоторые команды всё же бьют через себя, забивают красивые голы – это зависит от самого тренера. Профессионализм тут не при чём. В мире есть всего несколько сборных, составленных из профессионалов, но если их будет больше, то футбол станет только лучше.
– Интересно, почему так?
– Взять, например, команду Мадагаскара. Если бы там игроки были профессионалами, то они бы больше тренировались и приехали бы на чемпионат мира в лучших физических кондициях, играли бы лучше. Было бы здорово. Нам нужно больше ресурсов: финансовых, инфраструктурных, человеческих, чтобы развивать наш вид спорта. А профессионализм этому только поможет. Спортсмены-профессионалы тренируются больше, играют лучше, как, например, ваша сборная, которая сама развивается и движет вид спорта вперёд. Профессионализм никого не убивает, убивают отдельные личности, которые принимают неправильные решения в конкретных ситуациях, которые не дают развиваться игрокам, а вместе с ними – и всему виду спорта.
– Назовите пятёрку лучших игроков в истории пляжного футбола.
– Это очень сложный вопрос (задумывается). Лучшим голкипером для меня является испанец Роберто, который в 2005 году, кстати, помогал российским вратарям. Сейчас он уже закончил карьеру и стал профессиональным тренером вратарей в Испании. Из современных вратарей я отдаю предпочтение Джонатану Торохиа и Бухлицкому. Если говорить о полевых игроках, то я бы назвал Маджера, который олицетворяет историю нашего спорта – он мне очень нравится. Бразилец Ненем несколько лет назад был великолепен, он был очень быстр и забивал огромное количество голов. Также отметил бы Буру или Озу, играющих на одной позиции. Но Буру олицетворяет прошлое, а Озу – настоящее. Кроме того, на мой взгляд, одним из лучших игроков мира является бразилец Бенджамин, который всегда играл на команду. Он не получал персональных призов, но привёл свою сборную к большому числу чемпионских титулов.
НЕЛЬЗЯ ВАРИТЬСЯ В СБОСТВЕННОМ СОКУ, КАК БРАЗИЛЬЦЫ
– Какое впечатление оставили соревнования по пляжному футболу на первых Европейских играх?
– Было потрясающе ощущать свою причастность к олимпийскому движению, это очень важно для нашего вида спорта. Впрочем, со спортивной точки зрения мало что отличалось: команды и их возможности по сравнению с прошлым годом мало изменились. Разве что Италия серьёзно усилилась, обыграла Россию в группе и имела шансы завоевать золотые медали. Очень важно, что появилась ещё одна классная команда. Но для развития нам нужно больше классных, развивающихся команд. Если этого развития не будет, то пляжный футбол будет умирать. Любой вид спорта всегда нуждается в развитии.
– Как вы думаете, есть ли у пляжного футбола шанс стать частью олимпийской семьи?
– Да, конечно. Европейские игры – это первый шаг. Надеюсь, что уже в ближайшем будущем мы станем частью олимпийского движения. Люди, представляющие его, часто говорят о нашем виде спорта, о его росте, развитии. Нам нужно лишь дождаться подходящего момента, а пока заниматься женскими и детскими соревнованиями, вовлекать больше стран в пляжный футбол. Пляжный футбол должен становиться всё более важным видом спорта, чтобы попасть в программу Олимпиады.
– На Европейских играх и даже чемпионате мира телевидение довольно пренебрежительно относится к пляжному футболу: порой прямых трансляций матчей просто нет. Как думаете, почему так?
– Я не могу точно ответить на ваш вопрос, у меня нет конкретных фактов. Может быть, дело в стоимости, каких-то правах, позиции телевидения, не знаю. Но, я уверен, что пляжный футбол, который показывается по телевизору, собирает огромное число зрителей у экранов, которые по-настоящему наслаждаются игрой. Пляжный футбол ведь – очень зрелищный вид спорта. В любом случае, нужно заинтересовывать людей, которые принимают решения о показе того или иного турнира по телевидению в стране.
– Как вы думаете, может ли в Европе появиться полноценный турнир среди сборных, в рамках которого команды на протяжении целого сезона будут играть друг с другом по круговой системе?
– Это было бы замечательно. Но всё упирается в бюджет. Подобный турнир может стоить очень дорого. Конечно, наш вид спорта развивается, появляются новые команды, новые места, где мы можем играть в футбол. Но нам нужно найти на всё это средства, это не так уж просто, как кажется на первый взгляд. С другой стороны, чтобы развивать вид спорта, нужно постоянно обмениваться опытом. Нельзя вариться в собственном соку, как, например, бразильцы десять лет назад. Сейчас пляжный футбол развивается очень интенсивно, и команды должны быть частью большого пляжнофутбольного мира, тогда это пойдёт всем на пользу.
МОЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – СДЕЛАТЬ ДЕТЕЙ СЧАСТЛИВЫМИ!
– Расскажите, пожалуйста, о вашей детской футбольной школе.
– У нас занимаются дети от четырёх до 14 лет. Скорость развития детишек впечатляет. Они всё схватывают на лету, учатся гораздо быстрее меня. Чтобы поставить удар через себя им нужно четыре дня. И они исполняют его лучше меня – в десять-то лет! Очень здорово следить за этим прогрессом, делиться с ними опытом. Когда я начинал, то у меня в группе было 30 детей, а теперь 500 в десяти различных тренировочных лагерях в трёх городах страны. Это потрясающе! Дети наслаждаются игрой на пляже. Они приходят из большого футбола и осваивают новые навыки, новые умения. А ещё они чувствуют полную свободу действий. В большом футболе на детей слишком давят, а в пляжном они могут воплощать мечту в жизнь. Они могут забивать голы, бить через себя, прыгать, падать – детям это очень нравится. Здорово делать детей счастливыми.
– Некоторые российские тренеры считают, что детей не надо учить играть именно в пляжный футбол. Они должны получить классическое футбольное образование, а уже с 11-12 лет выбирать, каким видом футбола они хотят заниматься. Вы, выходит, с этим не согласны?
– Я думаю, что дети несколько недель в году должны проводить на песке. Если кто-то говорит, что это плохо для детей – он лжёт. Я же не говорю, что пляжный футбол – это единственный путь. Тренировки на песке дают положительный эффект для координации движений, это помогает им лучше чувствовать своё тело в том числе и на траве. Кроме того, во время тренировок на траве юный футболист не может попробовать что-то новое, поскольку падать неприятно. На песке же он может пробовать всё. Мне кажется, детям нужно давать возможность улучшать свои навыки, и тренировки на песке – это как раз прекрасная возможность для этого. В данном случае мы говорим о том, что детям в юном возрасте стоит пробовать себя в разных видах спорта, причём не только в разновидностях футбола, но и в баскетболе, гандболе – это всё сильно помогает развиваться.
– Расскажите немного о вашей семье, как ваши родные относятся к тому, что вы всю жизнь посвящаете футболу?
– У меня есть жена и двое детей: мальчик четырёх лет и девочка – шести. Они, конечно, ходят чаще быть со мной. Жена и дети скучают по мне, когда меня нет рядом, но в то же время понимают, что это моя работа, моя жизнь! А, кстати, мои дети в этом году пошли в мою школу пляжного футбола. И им всё это очень нравится. Они прыгают по песку, бегают, играют с мячом, заводят новых друзей – это здорово. А моя главная цель – сделать детей счастливыми! И у меня получается сделать это с помощью мяча на песчаной площадке. Они действительно чувствуют себя счастливыми, для них это настоящий праздник – и это очень здорово.