Автор: Юлия Иванова

28.08.2013

Берёзкин: в нашей работе мелочей не бывает

Лучший арбитр России Александр Берёзкин – о боксе, свистке, критике, эталоне судьи и кочевой жизни

Российский судейский корпус на чемпионате мира-2013 по пляжному футболу будет представлен арбитром Александром Берёзкиным, уже имеющим опыт работы на главном для любого игрока и судьи турнире. Корреспондент beachsoccerrussia побеседовал с лучшим «пляжным человеком в чёрном» в нашей стране и узнал, с чего началась его судейская карьера, как он готовится к матчам и на кого старается равняться в своей работе. Обо всём этом и многом другом – в первой части интервью Александра Берёзкина.

- Александр, расскажите, как вы пришли в пляжное судейство?

- Это довольно интересная история. В апреле 2005 года мне позвонил один из моих бывших тренеров по боксу и предложил попробовать себя в качестве рефери. Так как это было крайне неожиданное предложение, я взял недельную паузу на раздумье, но буквально через три дня, мой отец, на тот момент – действующий арбитр ФИФА, предложил попробовать себя в качестве арбитра по пляжному футболу, - новому виду спорта, который появился в нашей стране и в нашем городе. Я был вдвойне озадачен, потому что сам занимался боксом восемь лет и, казалось бы, пойти и стать рефери по боксу логичнее и приемлемее для меня, чем какой-то новый футбол. Но, как сейчас помню, папа сказал: «Сань, я видел в Бразилии пляжный футбол – это солнце, пляж, море, танцующие девушки – полный расслабон. И при этом довольно неплохие перспективы». И вот это магическое сочетание - спорт, музыка, пляж, девушки и хорошее настроение сделали своё дело. Я выбрал пляжный футбол.

- Помните ли свой самый первый матч в роли главного судьи?

- Довольно размыто. Это был один из матчей группового этапа первого чемпионата Санкт-Петербурга по пляжному футболу, проходивший в июне 2005 года. Конечно, немного волновался, когда выходил на песок, но волнение быстро вытеснилось большим количеством непонятных моментов. Проблема в том, что ты выходишь, и сразу нужно судить, нет времени на раскачку, «разогрев». Судейство – это ведь тоже вид спорта, но довольно своеобразный: в нём нет возможности потренироваться. Учиться можно только в процессе, в игре. Твои ошибки или малоопытность – это проблема для играющих команд, чтобы все получали удовольствие от твоей работы, нужно всё делать идеально.  

- Говорят, что самый лучший судья - тот, который не только судит, но и сам играет. Вы играете в пляжку?

- Нет. Я вообще не футболист. Конечно, у меня есть какой-то опыт игры в футбол, но совершенно любительский. Года четыре я ездил играть в одной из лиг ПФПЛ, ныне переименованную в ЛФЛ. Это серия любительских турниров, которые проводятся как в Москве, так и в Питере. Я знаю судей, которые много играли и которые вообще не играли в футбол, так что на каждое правило, как известно, есть свои исключения.

- Расскажите об экипировке пляжного судьи. Что он берёт с собой на песок?

- Естественно, это форма: футболка, шорты. Свисток, без которого судья - не судья. Красная и желтая карточки, ручка или карандаш, блокнот или специальные книжки для записи статистики: кто забил мяч, кто получил предупреждение, заработал удаление и так далее. Судьи, как и игроки, на песок выходят босиком. Судейская форма, как и игровая, должна быть лёгкой, износостойкой и, поскольку погода практически всегда жаркая, обладать хорошей вентиляцией. Ну и красивой, конечно. Я использую формы двух известных спортивных брендов: в одной работаю на международных соревнованиях, в другой – на внутренней арене.  

- Расскажите, что делает судья в последние минуты перед выходом на площадку?

- Перед каждым матчем, независимо от уровня соревнований, я провожу физическую разминку: пробежка, растяжка, ускорения, это позволяет "завести" организм и настроить на работу на песке,  которая порой бывает очень напряженной. После этого возвращаюсь в раздевалку, одеваю футболку в которой буду работать, раскладываю по карманам необходимые аксессуары - карточки, монетку для жребия, блокнот, ручку и, конечно же, свисток.

Затем приходит время для психологической части подготовки. Я анализирую составы команд, игру которых предстоит судить, прокручиваю в голове некоторые определения и правила, после чего мы настраиваем друг друга, «даём пять» и всей бригадой оправляемся в бой (улыбается).

- Как воспринимаете неминуемую для любого судьи критику в свой адрес?

- Я её воспринимаю, как одно из составляющих моей работы. Чаще всего я просто пропускаю её мимо ушей, но бывают моменты, когда меня, как мужчину и как человека, что-то задевает. Тогда приходится терпеть.

- Какими качествами должен обладать арбитр?

- Самое важное для нас - адекватность восприятия, сдержанность и чистый рассудок.

- Работу на каком матче из вашей карьеры можете назвать самой сложной?

- Довольно часто встречаются сложные матчи. К примеру, на завершившемся Кубке России было очень не просто работать, в первую очередь из-за напряжённого графика. В 8:00 у нас проходило назначение на матчи, после этого до 22:00 мы находились на стадионе. Также непросто проводить первый матч на любом турнире.

- А какой матч был для вас самым важным?

- Таких матчей, думаю, наберётся порядка десятка. Тот, что первым пришёл на ум – это финал чемпионата России 2011 года, проходивший в Питере на NovaArena. «Локомотив» тогда выиграл у «Строгино» - 11:8, там была непростая и красивая борьба, был замечательный пляжный футбол. Много голов, красивых моментов, просто взрыв, а не игра.

- Есть ли в большом или в пляжном футболе арбитр, которого вы считаете эталоном судьи?

- Мой папа – Григорий Васильевич Берёзкин. Буквально на днях он сдал экзамен и стал инспектором Суперлиги по мини-футбол. По возрасту он вынужден закончить судейство, хотя и по желанию и по кондициям с удовольствием бы ещё посудил, но правила одинаковы для всех. Я уверен, что он успешно реализует себя в инспекторской деятельности.

- Что в вашей работе самое сложное?

- Постоянно находиться в хорошей форме, поддерживать физические кондиции и знание правил. Это я говорю только за себя, ведь все судьи разные. Я много лет учился и продолжаю учиться. Спорт меняется, развиваются команды, нужно успевать перестраиваться, чтобы всегда соответствовать самому высокому уровню. Мелочей в нашей работе не бывает.

- Как кочевая жизнь сказывается на личной жизни?

- Да, мне нравится такая жизнь, но порой от неё элементарно устаёшь. В прошлом году за три летних месяца я дома был порядка пятнадцати дней. Сложно сказать, как это отражается на семейной жизни, ведь мы с женой познакомились, когда я был действующим арбитром. И для неё моя работа – часть меня. Конечно, мы скучаем друг по другу, но спортсмены тоже не часто бывают дома.

Продолжение следует…

Источник: bsrussia.com