Володарский: мир меняется, все виды спорта стремятся на пляж
Гендиректор Всероссийской ассоциации пляжных видов спорта Илья Володарский рассказал о том, почему ЦСКА и "Кристалл" остались без медалей, что такое в
В Казани завершились третьи Всероссийские пляжные игры, в рамках которых проходил второй этап ФОНБЕТ-чемпионата России и чемпионат России среди женских команд. Генеральный директор Всероссийской ассоциации пляжных видов спорта Илья Володарский, исполняющий обязанности президента организации, в интервью Beachsoccerrussia подвёл итоги четырёхлетней деятельности ассоциации, проанализировал тенденции перехода спортивных дисциплин на пляж, а также рассказал, что помешало провести турнир по пляжному футболу на Кремлёвской площади Казани, и почему важно развивать женскую «пляжку».
- Илья, четыре года назад состоялась презентация Всероссийской ассоциации пляжных видов спорта. Как возникла идея её создания, и какие задачи была призвана решать данная организация?
- Идея создания Всероссийской ассоциации пляжных видов спорта возникла гораздо раньше, чем четыре года назад. Определённые шаги в этом направлении мы начали делать достаточно давно, года с 2008-2009. Тогда люди, занимающиеся организацией соревнований по пляжному волейболу и пляжному футболу, поняли, что значительно удобнее и выгоднее объединить усилия и вместе выводить виды спорта, которые мы развиваем, на более высокий уровень. Для этого есть всего два способа: больше зарабатывать или меньше тратить. Зарабатывание средств – одна из целей ассоциации, но всё-таки это получается не всегда. Но как минимум мы можем позволить себе меньше тратить за счёт совместного проведения соревнований. Постепенно с развитием в России других пляжных видов спорта появилась идея создать ассоциацию. И как раз четыре года назад в Казани министр спорта РФ на тот момент Виталий Леонтьевич Мутко провёл совещание, на котором было объявлено о создании Всероссийской ассоциации пляжных видов спорта. После этого в течение полугода шла организационная работа, Олимпийский комитет России подключился, и мы зарегистрировали ассоциацию.
- А как происходит развитие пляжного спорта в России?
- Ассоциация существует и выполняет свои функции. Уже третий год подряд прошли Всероссийские пляжные игры, причём каждый год эти соревнования принимают разные города, что делает каждый из турниров особенным и не похожим на другие. Мы привозим наши виды спорта в новые места, способствуя их популяризации в разных регионах России.
- Какие проекты удалось осуществить ассоциации за время своей работы?
- Главный проект – это как раз Всероссийские пляжные игры. Так получилось, что первый президент ассоциации ушёл в отставку, поэтому ряд проектов остаётся нереализованным. Стояли задачи развиваться материально-техническую базу, что мы сейчас и пытаемся делать, проводить мультиспортивные соревнования, помогать федерациям с точки зрения консолидации календарных планов и получения эффекта от мероприятий в виде привлечения новых партнёров.
Что-то удаётся реализовать, что-то нет. Всё громче заявляют о себе другие пляжные виды спорта, чему мы очень рады. В Казани прошли соревнования по пляжному алтимату, к которым было приковано солидное внимание болельщиков. Представители этой дисциплины уже изъявили желание войти в ассоциацию, стал членом нашей организации пляжный гандбол, который изначально не был представлен. В следующем году в России состоится чемпионат мира по пляжному гандболу. Некоторые водные дисциплины хотят войти в ассоциацию. Так что развитие идёт.
- В качестве одной из задач Всероссийской ассоциации пляжных видов спорта называлось строительство стадионов. Есть ли какие-то успехи в этом направлении?
- Есть проект крытого центра пляжных видов спорта, который планируется построить на прилегающей к Дворцу водных видов спорта территории в Казани. Он должен быть вынесен на рассмотрение правительственной комиссии. Там будут условия и для волейбола, и для футбола, и для регби. Это будет полноценный мультиспортивный объект. Конечно, хотелось бы иметь Дворец пляжных видов спорта в Москве, и я надеюсь, что рано или поздно это удастся осуществить.
Понятно, что на всё нужно финансирование. Крытые комплексы открываются прежде всего благодаря личным инициативам конкретных людей. Мы частично имеем отношение к таким проектам, так как кому-то помогаем оборудованием, где-то проводим комплексные экспертизы, содействуем в технических моментах. У нас нет возможности участвовать в долевом финансировании. Мы ставим оборудование с летних площадок в эти крытые комплексы, что помогает снижать затраты тем людям, которые инвестируют значительные средства в их строительство.
- А какое в целом будущее вы видите у пляжного спорта?
- Совсем недавно президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев во время командного чемпионата мира по пляжному теннису в Москве рассказал о планах по включению этой дисциплины в программу Олимпийских игр. В Казани мы посетили соревнования по тайскому боксу, а, как я выяснил, месяц назад прошёл чемпионат мира по пляжному тхэквондо.
Все стремятся на пляж, потому что понимают, что мир меняется, люди меняются. При развитии технологий нельзя рассчитывать, что люди пойдут в душный зал, чтобы смотреть за соревнованиями, когда можно нажать кнопку и получить всю необходимую информацию. Гораздо приятнее проводить время на природе, самим заниматься спортом и смотреть, как это делают другие. Не только мы это понимаем, поэтому всё больше и больше дисциплин создают и развивают пляжные варианты.
"...у нас есть цель развивать в рамках Ассоциации пляжных видов спорта и снежные дисциплины..."
- Изначально планировалось, что Всероссийские пляжные игры получат постоянную прописку в Сочи, где прошли первые соревнования в 2015 году. Почему эти планы были пересмотрены?
- В Сочи практически идеальные условия для продвижения нашего проекта, но надо понимать, что это достаточно затратная история. Без необходимого финансирования в регионе мы не можем проводить Игры на должном уровне только за счёт привлечённых средств и средств федерального бюджета. Изначально часть денег была привлечена со стороны первого президента ассоциации, за что ему большое спасибо. Это позволило нам провести Всероссийские пляжные игры в Сочи на том уровне, на котором они прошли. А дальше мы идём туда, где нас хотят видеть, и мы можем сделать соревнования, удовлетворяющие запросам участников и принимающей стороны.
Я считаю, что с точки зрения популяризации пляжных видов спорта Татарстан – стратегически правильный регион, исходя из высокого уровня внимания к спорту в республике. Соревнования посетили и министр спорта Татарстана, и сенатор Совета Федерации. Что касается Сочи, то, конечно, у ассоциации есть интересы в этом регионе, так же, как и в других. Это и Москва, и Санкт-Петербург, и Крым, и Поволжье, и Дальний Восток, и Красноярск, и другие города Сибири.
- Проведение соревнований по пляжному спорту в Сибири очень актуально, учитывая климатические изменения...
- Кстати, мы в этом году в рамках ассоциации зарегистрировали новую спортивную дисциплину – волейбол на снегу и провели первые соревнования по нему. Так вот на всех трёх турнирах по волейболу на снегу, на которых я присутствовал в качестве организатора или представителя международной федерации, было теплее, чем на этапе Мирового тура по пляжному волейболу в Москве.
Я вообще считаю, что большинство дисциплин Всероссийской ассоциации пляжных видов спорта надо выводить на снег. У нас есть замечательные горнолыжные курорты, куда приезжают много людей с позитивным настроем и любовью к активному образу жизни. Это очень правильная целевая аудитория для нас. Снега у нас много в стране, а никаких принципиальных отличий от игры на песке нет. Поэтому у нас есть цель развивать в рамках Ассоциации пляжных видов спорта и снежные дисциплины. Тем более такой тренд прослеживается в мире.
- Для пляжного футбола всегда остро стоит вопрос зрительского интереса. Не было ли возможности провести соревнования в рамках Всероссийских пляжных игр в Казани в более многолюдной локации, например, на Кремлёвской площади?
- Конечно, это было бы идеальное место для проведения соревнований, причём не только по пляжному футболу. Но там внизу располагается подземная парковка, и необходимо проводить большое количество экспертиз перед тем, как засыпать песок, чтобы убедиться, что площадь выдержит нагрузку и не обвалится. Разумеется, это стоит дорого. Мы всё это проходили и на Поклонной горе в Москве, и на других площадках. Мы смогли использовать эту площадь в рамках Всероссийских пляжных игр в том объёме, в котором нам это удалось. Вот если получим право проведения чемпионатов мира по пляжному футболу или волейболу, то пойдём на такие шикарные площади. Наверное, в таком случае центральная арена будет располагаться в таких знаковых местах, а остальные стадионы будут использоваться в качестве тренировочных площадок для команд. Это возможно, но для этого необходимы соревнования соответствующего статуса.
- Насколько успешными получились Всероссийские пляжные игры в Казани в плане посещаемости?
- Пока сложно говорить об этом. Мы надеемся, что добьёмся в Казани такого же результата, который был в Сочи. Тогда, с учётом заключительной вечеринки, которую посетили 20 тысяч человек, в целом зрителями соревнованиях на двух площадках стали 35-40 тысяч болельщиков. Хочу сказать, что не все наши идеи в Казани было воплощены в жизнь. К примеру, мы хотели поставить искусственное освещение на Кремлёвской набережной, чтобы проводить соревнования в ночное время, но это упирается и в вопросы безопасности, и, опять же, в финансирование. Надо понимать, что в Казани прошёл Кубок конфедераций, а на следующий год будет чемпионат мира по футболу. Но в целом Игры вызывают интерес у болельщиков, люди приходят, смотрят.
- В этом году в мужском пляжном футболе не разыгрывались медали Всероссийских пляжных игр. Был ли вариант провести турнир, в котором бы определялись медалисты Игр?
- Мне кажется, что на сегодняшний день мы избрали оптимальный формат. Во-первых, мы хотели заполучить участников максимального уровня во всех дисциплинах, а в пляжном футболе это, разумеется, команды Суперлиги. Кроме того, у нас есть задача помочь федерациям в продвижении своих соревнований в новых регионах. То есть зрители имеют возможность видеть лучших игроков мира, а РФС минимизирует организационные затраты. Если проводить Всероссийские пляжные игры отдельно от каких-либо других соревнований, то необходимо вписываться в календари федераций, плюс давать мотивацию участникам в виде призового фонда.
- Пляжные игры уже давно проходят на всех континентах, кроме Европы. С чем это связано?
- Лично для меня – это загадка. Я несколько раз встречался с президентом Европейских олимпийских комитетов Патриком Хикки и мы обсуждали этот вопрос. Я предлагал создать проект Европейских пляжных игр, но тогда для них приоритетным проектом были Европейских игры, которые впервые прошли в Баку в 2015 году. Хотя я считаю, что такие соревнования представляют ценность только для неолимпийских видов спорта, потому что в остальных дисциплинах выступали спортсмены второго-третьего эшелонов. А если бы они сделали Европейские пляжные игры, то во всех видах участвовали бы топ-спортсмены. На мой взгляд, это гораздо интереснее, чем смотреть, условно говоря, на третьи-четвёртые составы борцов. Я всё-таки надеюсь, что этот проект будет осуществлён.
- А что насчёт Всемирных пляжных игр, которые должны были пройти в Сан-Диего в 2017 году?
- Они были перенесены на 2019 год, но уже в разгаре 2017-й, а никакой детальной информации по этому поводу нет. Международные федерации должны как минимум определить критерии отбора и формат соревнований, а для этого требуется время. Так что пока сложно сказать, как будет развиваться ситуация.
- И в заключение не могу не спросить про ваше отношение к женскому пляжному футболу. Насколько оправдано существование такого вида спорта?
- Мне нравится женский футбол и пляжный в частности. Если мы ставим цель вывести пляжный футбол на уровень Олимпийских игр, то это невозможно сделать без развития женской дисциплины. Кроме того, на девочек всегда приятно смотреть (улыбается).