Автор: Михаил Чесалин

07.11.2017

Лихачёв: сезон нельзя назвать выдающимся. Но можно занести его в актив

Михаил Лихачёв подвёл итоги Межконтинентального кубка и всего сезона-2017 в целом, а также поделился планами на будущее и желанием ужесточить лимит на

4 ноября сборная России по пляжному футболу сыграла свой заключительный матч в сезоне 2017 года. Увы, на мажорной ноте завершить сезон не вышло: наша команда уступила Ирану и впервые за всю историю существования Межконтинентального кубка в Дубае осталась за пределами призовой тройки. Главный тренер сборной Михаил Лихачёв подвёл итоги турнира в Эмиратах, объяснил, почему с Ираном играть всегда трудно, оценил работу судей, порадовался тому, что пляжный футбол остался под эгидой ФИФА, поделился планами на зиму и в преддверии нового двухлетнего цикла предложил изменить лимит на легионеров.

"Точно знаю, что для Ирана Россия – это соперник номер один"

– Михаил Викторович, в первую очередь оцените игру и результат сборной России на Межконтинентальном кубке в Дубае.

– Если отделять результат от игры, то можно сказать, что результат получился для нас не очень положительным. Что касается самого футбола, то во всех матчах мы выглядели в той или иной степени неплохо. Однако определяющим с точки зрения итоговой оценки стало поражение от Португалии в той игре, которую по всем показателям мы должны были выигрывать, в которой имели преимущество, создали больше голевых моментов. Но, к сожалению, и удача от нас отвернулась, и сами мы не сумели при счёте 2:1 решить в свою пользу те моменты, которые у нас были. Думаю, если бы мы смогли сделать счёт 3:1, то у португальцев не было бы шансов спасти игру. А получилось, что мы пропустили наикурьёзнейший гол от вратаря сборной Португалии, который во многом и определил исход полуфинала.

– В трёх матчах турнира в ворота сборной России влетали курьёзные голы после непредсказуемых отскоков. Это случайность или закономерность. Может, это следствие каких-то ошибок в обороне? Может, наши игроки не успевали за бьющими?

– Как говорили футболисты прошлых лет: абсолютно все удары не накроешь. В пляжном футболе это справедливо вдвойне. Конечно, тот гол, который мы пропустили в матче с Португалией – это просто несчастный случай, по-другому это называть нельзя. Да и вообще в этот раз кочки точно играли против нас. Но мы имели все возможности не обращать на это внимания. В том же матче с Португалией, повторюсь, могли забивать и дальше спокойно контролировать ход встречи.


– На этом Межконтинентальном кубке нашей команде пришлось дважды сыграть с Ираном. Матчи снова получились равными и трудными. Почему с иранцами всегда так непросто?

– Я совершенно точно знаю, что для Ирана Россия – это соперник номер один. Футболисты сборной Ирана не скрывают, что они по-особенному настраиваются на нашу команду. Кроме того, по футбольным характеристикам Россия и Иран – это две сборные топ-уровня. В игре, которая венчала групповой этап, мы были значительно сильнее и могли выиграть даже в основное время. А что касается матча за третье место, то игра была примерно равной, но в каких-то компонентах наши соперники, может быть, были сильнее.

– Иран оказался сильнее в результативности, в реализации своих моментов. 16 забитых мячей в пяти матчах – достаточно ли этого для сборной России, на ваш взгляд?

– Всегда хочется большего, особенно учитывая то, что в последние годы наша сборная отличалась высокой результативностью. На минувшем турнире мы не самым лучшим образом сыграли в атаке: по количеству голов у нас действительно есть недобор. Но я могу сказать, что и в Суперфинале Евролиги мы забивали не так уж много, но при надёжной игре в обороне, при лучшем контроле мяча и лучшей общей готовности команды всё-таки заняли первое место. В Дубае же были другие шероховатости, которые повлияли на итоговый результат.

"Обидно, когда сомнительные свистки влияют на результат"

– Тот факт, что в 2017 году прервалась медальная серия россиян на Межконтинентальном кубке, важен для вас и команды? Или подобные серии – для болельщиков и журналистов?

– Безусловно, это важно для нас. Я считаю большим достижением то, что мы шесть лет находились в тройке, завоевали три титула, два серебра и одну бронзу. Уж точно мы не думали о том, что в этом году выпадем из призовой тройки. Но даже по теории вероятности такое должно было когда-то случиться – вот этот момент и наступил. Хотя, на мой взгляд, мы заслуживали право и в этом году завершить турнир в тройке лучших команд.

– Если бы у вас была возможность поменять местами матчи с португальцами в Суперфинале Евролиги и на Межконтинентальном кубке, чтобы в первом турнире было серебро, а во втором – финал с бразильцами, рискнули бы?

– Вы задавали этот вопрос Артуру Папоротному, и он не отрицал возможность такого обмена. Я же считаю, что победа в финальном матче – это всегда что-то особенное. Тем более если мы говорим о финале, по итогам которого мы в пятый раз стали победителями Евролиги. Так что даже если бы у меня была возможность совершить подобный обмен, я бы не согласился. И снова замечу, что мы сами могли выиграть и вторую в году важнейшую дуэль у Португалии.

– Как оцените итоги сезона для сборной России в целом?

– Задачу на сезон перед нами ставил вице-президент РФС Сергей Вячеславович Анохин, и звучала она чётко и понятно: выиграть Евролигу в сезоне 2017 года. Мы эту задачу выполнили, тем самым завоевав путёвку на Межконтинентальный кубок. Радует, что сумели решить главную задачу сезона, но немного обидно, что после недавнего матча с Португалией нельзя называть сезон выдающимся. Впрочем, считаю, что мы можем занести этот сезон себе в актив.


– Вернёмся к Межконтинентальному кубку. Есть ли у вас желание обсудить работу судей?

– Да, думаю, стоит остановиться на некоторых моментах. Категорически выскажу одну вещь: арбитры, которые представляют Европу, работают гораздо более квалифицированно, чем арбитры, которые представляют другие континенты. В частности мы, мягко говоря, не очень довольны работой арбитров из Объединённых Арабских Эмиратов, причём уже не первый год. Удивительно, что они получают назначения на важные, топовые матчи. Могу также сказать, что в целом качество судейства достаточно серьёзно уступало уровню судейства в Суперфинале Евролиги. Хотя это и не является главной причиной того результата, который мы показали в Дубае. Но проблему качественного судейства надо решать вместе, всем мировым сообществом, поскольку от отдельных катастрофических решений страдают конкретные люди, целые сборные стран. Люди проделывают огромный труд, чтобы добиться определённой цели, и очень обидно, когда крайне сомнительные свистки влияют на результат столь престижных соревнований.

– В 2017 году Межконтинентальный кубок проводился на новой площадке. Как вам новое место проведения турнира? Новая логистика? Атмосфера на трибунах?

– На мой взгляд, предыдущее место в районе Dubai Marina Club было более привлекательным с точки зрения удобства для зрителей. В этом году место было найти труднее, наши болельщики рассказывали нам, что добираться было сложнее, поэтому и 100-процентной наполняемости стадиона не было. Лишь матчи сборных России и Ирана собирали внушительную аудиторию. Что касается логистики, то впервые за долгое время мы отправлялись на матчи пешком. Никаких сложностей это не создавало, поскольку официальный отель турнира находился в паре сотен метров от стадиона, поэтому всё было в полном порядке.

"Очень важно ужесточить лимит на легионеров в чемпионате России"

– Помимо самого турнира в Дубае состоялось ещё несколько мероприятий. В первую очередь – очередной "Вечер звёзд пляжного футбола". Было ли там что-то неожиданное для вас? Намекаем, понятное дело, на приз Борису Никонорову.

– Пользуясь случаем, хочу поздравить Бориса со столь значимым трофеем. Думаю, что это высшая из его личных наград. Нужно уважать мнение организаторов, посчитавших, что именно наш нападающий заслуживает данный трофей, но, на мой взгляд, удивительно, что футболист, которому исполнилось 28 лет, получает награду в номинации "Восходящая звезда". Мне кажется, что это награда для более молодых футболистов. Но это лишь моё личное мнение, и я ни в коем случае не умаляю достоинств Бориса, который эту награду заслужил.


Что касается остальных номинаций, то всё прошло так, как я и планировал. На мой взгляд, Пейман Хоссейни абсолютно объективно признан лучшим вратарём года. Его игра на чемпионате мира меня просто потрясла, да и в Дубае он был на высоком уровне. Его главное качество – это стабильность и умение выручить в нужный момент – это он умеет сейчас лучше всех в мире. Поэтому я очень высоко ценю профессионализм и мастерство Пеймана. Что касается лучшего футболиста мира, то, наверное, все те командные награды, которые завоевал Маурисиньо, помогли ему стать лучшим игроком сезона. На мой взгляд, выбор организаторов здесь тоже абсолютно оправдан. А что касается лучшего тренера, то какие здесь могут быть вопросы? Могу только поздравить Джилберто Косту с заслуженной наградой. Хотя мы не должны при этом забывать и об уровне футболистов сборной Бразилии.

– Также в Дубае прошёл традиционный воркшоп, на котором было объявлено, что ФИФА продолжает сотрудничество с пляжным футболом. Как отреагировали на эту новость?

– Прежде всего, скажу, что для мирового пляжного футбола очень важно оставаться под эгидой ФИФА – это определяющий фактор в мировой истории с названием Beachsoccer. Отрадно, что выступавшие чиновники уверили нас, что в этом плане в ближайшие годы всё будет хорошо. А мне, как тренеру национальной сборной, теперь хотелось бы как можно скорее узнать сроки и место проведения следующего чемпионата мира, узнать, когда будет проводиться отбор на этот турнир от Европы, какими будут условия отбора. Одним словом – выяснить все спортивные составляющие, которые помогут нам при планировании подготовки к чемпионату мира.

– Межсезонье-2017/18 станет первым, в которое российский пляжный футбол вступает, имея в Подмосковье крытый комплекс. Значит ли это, что мы увидим там сборную России зимой или весной, или команда, как и всегда, соберётся только ближе к лету?

– Действительно, есть разные мысли по поводу того, как организовать подготовку к следующему сезону, предусматривающие и некие сборы в межсезонье с целью селекционной проверки футболистов. Всё это будет обсуждаться между мной и руководством РФС. Надеюсь, что традиционно те люди, которые нам помогают: президент РФС Виталий Леонтьевич Мутко, генеральный директор Александр Александрович Алаев, вице-президент Сергей Вячеславович Анохин – помогут нам в решении всех бытовых и технических вопросов, связанных с организацией подготовки к сезону-2018. Мы не забываем о том, что в следующем году в нашей стране состоится чемпионат мира по большому футболу. Есть различные идеи, как интегрировать пляжный футбол в этот большой праздник, как помочь нашему виду спорту стать ещё более известным и популярным. Планы очень серьёзные. Дай бог, сможем их осуществить.

– С футбольной точки зрения осуществлению смелых планов могут помочь и организационные решения. Кажется, у вас есть идеи по изменению лимита на легионеров?

– Да, я считаю, что в ближайшем двухлетнем цикле, венцом которого должно стать наше участие в чемпионате мира, очень важно ужесточить лимит на легионеров в чемпионате России. На мой взгляд, ограничение должно быть таким: два иностранных футболиста в заявке клуба.

Иностранные игроки должны остаться в чемпионате России, но лимит должен быть ужесточён для того, чтобы появились новые российские футболисты, а те, кто имеют не так много игровой практики, но готовы в ближайшее время постучаться в двери сборной страны, могли получать больше игрового времени и в большей степени несли ответственность за результат в клубах. Легко надеяться в ключевых моментах на бразильцев, но наши футболисты в это время остаются на скамейке, что не ведёт к их прогрессу и росту спортивного мастерства. В целях улучшения игровых качеств российских футболистов им необходимо больше игровой практики. Я считаю, что такая мера, как ужесточение лимита, безусловно, должна этому помочь.


Источник: bsrussia.com