Коста: не смогу полноценно совмещать работу в «Кристалле» и сборной Бразилии
Сборная Бразилии на прошлой неделе отпраздновала победу в Кубке Америки. А её главный тренер Джилберто Коста поделился секретами успеха и ответил на а
Сборная Бразилии по пляжному футболу в ходе Кубка Америки-2018 подтвердила статус сильнейшей команды мира, добавив в свою коллекцию ещё один трофей и продлив победную серию до 57 матчей. Главный тренер команды Джилберто Коста подробно рассказал Beachsoccerrussia о своих впечатлениях, тактических и философских составляющих успеха, впечатлениях от новичков, а также ответил на вопросы о «Кристалле», лимите на легионеров в чемпионате России, национальном первенстве Бразилии и чемпионате мира 2019.
«МНЕ НУЖНО БЫТЬ СПОКОЙНЫМ В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ»
– Джилберто, поздравляем вас с победой в Кубке Америки! Можете ли вы сказать, что сборная Бразилии в Перу показала свой максимум, или что-то можно было сделать лучше?
– Мы всегда можем делать что-то лучше, развиваться. Перед этим турниром мы внесли целый ряд изменений, которые главным образом коснулись розыгрыша стандартных положений. Но команда здорово к ним адаптировалась и показала несколько интересных комбинаций. Я считаю, что это важная часть моей работы – повышать эффективность стандартных положений: штрафных ударов, угловых, вбрасываний из-за боковой. Команда с этим справилась, и я очень рад за игроков.
– Какой матч на турнире получился для вас самым сложным и напряжённым?
– Несомненно, это финал против Парагвая. Соперник играл здорово, и итоговый счёт не в полной мере отражает суть игры. Это крепко скроенная команда с лидерами вроде Морана или Карбальо, которая показывала классный футбол – виден был тренерский почерк Гуги.
– Каким был тактический план на игру с Парагваем?
– Парагвай – это команда, которая очень много забила нам в предыдущих матчах: 17 голов в трёх играх. От этого я и отталкивался, когда разрабатывал план. Нам нужно было нейтрализовать две главные угрозы, исходящие от Парагвая: бисиклеты из удобных позиций, а также угловые и ауты. В то же время, ни для кого не секрет, что Бразилия очень сильна в атаках по флангам, и мы должны были этим в полной мере воспользоваться. Полагаю, игроки получили достаточно информации перед игрой и, добавив к тактике свою технику и таланты, выиграли финал.
– Пришлось ли вам поволноваться при счёте 4:3 на старте третьего периода?
– Это нормальная ситуация для финала, и мы все были к ней готовы. Важно было лишь сохранять баланс и спокойствие. Парагвай действительно владел инициативой на протяжении первых шести минут третьего периода, а нам пришлось выдерживать давление. Но мы справились и вернули себе контроль над игрой. А что касается меня лично, то я не должен волноваться в такие моменты. Наоборот, мне нужно быть уверенным и спокойным – таким образом я передам свою уверенность игрокам, которые найдут выход из непростой ситуации, сложившейся в игре.
– Сможет ли Парагвай когда-нибудь обыграть Бразилию в финале крупного турнира?
– У Парагвая есть все возможность обыграть любого соперника, в том числе и Бразилию, как это случалось трижды в период с 2012 по 2015 год. Сегодня Парагвай – это наш сильнейший оппонент в Южной Америке, и я уверен, что в ближайшие годы он будет только прибавлять.
– Какие впечатления оставили команды, не добравшиеся до финала? Можно ли сказать, что сборная Уругвая вернулась в большую игру? Есть ли потенциал у Эквадора?
– На самом деле почти все команды выступали нестабильно, даже если рассматривать один конкретный турнир. Я хотел бы увидеть больше матчей обновлённой сборной Уругвая, чтобы сказать, что она вернулась в борьбу за высокие места. В то же время отмечу Боливию, которая здорово стартовала и была в одной минуте от выхода в полуфинал турнира.
Что хочется отметить, так это обилие молодых игроков в некоторых сборных. Мне запомнились Бенитес из Парагвая, Велезморо из Перу, Руттершмидт из Аргентины, а также многие ребята из Боливии, Уругвая, Эквадора. Но если мы вспоминаем о молодёжи, то вступаем в непростую дискуссию о том, как удержать эту молодёжь в пляжном футболе. Многие опытные игроки не могут обеспечить себя одним только пляжным футболом, им приходится ещё и работать. А какие есть перспективы для молодёжи? Всё это ещё раз говорит о том, что федерации в каждой стране должны работать над тем, чтобы создавать условия, при которых молодым людям с большим потенциалом хотелось бы оставаться в пляжном футболе.
«Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ИГРОКИ РАЗВИВАЛИСЬ КАК ЛИЧНОСТИ»
– Бразилия сегодня – это сильнейшая команда мира. Сталкиваетесь ли вы в связи с этим с недооценкой соперников, некой расслабленностью. И если да, то как боретесь с этим?
– Мы никогда не забываем о том, что в мире нет непобедимых команд. Сколько было таких примеров – рано или поздно все проигрывают. Я всегда говорю игрокам, что соперники упорно ищут наши слабые стороны, ведь победить столь сильную команду, обыграть столь классных игроков – всегда почётно. Но самая важная вещь касается подхода к работе: я хочу, чтобы игроки развивались не только как футболисты, но и как личности. Поражения и победы – это часть не только игры в футбол, работы, а часть жизни каждого из игроков сборной.
– Как, на ваш взгляд, себя проявили новички сборной – Антонио и Лукинья?
– К сожалению, у меня не было возможности как следует оценить игру Лукиньи, получившего повреждение в первом же матче. Но я вижу, что у него большой потенциал. Антонио же явно растёт, он провёл классный турнир! Однако ему нужно улучшать своё умение подключаться к атаке – мы обязательно будем работать над этим в ближайшем будущем.
– Почему в команде не было Катарино? Есть ли у него шансы вернуться в команду?
– Это вопрос нашей внутренний кухни. Если честно, я бы не хотел открыто его обсуждать. Но могу заверить, что мы общаемся с Катарино, и в наших отношениях нет никаких проблем.
– Как вы оцените организацию турнира в Перу? Можно ли её сравнивать с тем, что было два года назад в Бразилии или год назад во время квалификационного турнира в Парагвае?
– Думаю, что многое ещё нуждается в улучшении: речь идёт и о логистике, и о расположении стадиона, и об общей координации действий, охвате аудитории. Однако важно сказать, что КОНМЕБОЛ находится на правильном пути, когда следует плану развития, включающему в себя не только взрослые турниры, но и юношеские первенства U-20 или тренерские курсы. Я убеждён, что организация молодёжных соревнований – это очень серьёзный шаг вперёд. Надеюсь, пример Южной Америки может вдохновить и другие континенты на действия в этом направлении.
– Бразилия выиграла главный турнир сезона 2017/18. Что дальше?
– У меня нет подтверждённого соревновательного плана на остаток этого сезона. Но могу сказать, что в оставшихся турнирах я буду давать больше шансов молодым игрокам. Без снижения планки результатов, конечно. Кроме того, я хочу попробовать новые тактики стандартов и игровые схемы.
– Победная серия сборной Бразилии насчитывает уже 57 матчей. Как долго она будет продолжаться, на ваш взгляд? Есть ли в мире команды, готовые её прервать?
– У меня нет ответа на этот вопрос. Мы можем проиграть уже в следующем матче. По большому счёту, любая команда мира может победить нас в конкретной игре. А что касается соперников, то не стоит забывать о традициях и талантах России и Португалии – в этих странах очень сильные национальные чемпионаты, а, значит, игроки с большим опытом и умениями. Как я уже сказал, растёт сборная Парагвая. Интересно будет посмотреть, что из себя в этом двухлетнем цикле будет представлять команда Таити, которая потеряет несколько игроков. Мне нравится современное испанское поколение, хотя ему и не удаётся добиваться высоких результатов в последние годы. И ещё я должен признаться, что очень внимательно слежу за сборной Ирана. У них отличный тренер Марко Октавио, классные игроки и сильный национальный чемпионат. Недаром, они добились столь существенного прогресса за последние три года.
«ГОТОВ ПОМОЧЬ «КРИСТАЛЛУ», ЕСЛИ КЛУБУ ЭТО ПОТРЕБУЕТСЯ»
– Нельзя не вспомнить о том, что все полевые игроки сборной Бразилии играли или будут играть в чемпионате России. В то же время в нашей стране бытует мнение, что обилие иностранных игроков – это серьёзная проблема. Что вы думаете по этому поводу?
– Эта дискуссия будет вечной. И она всегда будет разгораться с новой силой, когда на смену поколению победителей не будет приходить столь же талантливая молодёжь. Очевидно, что в случае с Россией иностранцы, помогающие повысить уровень турнира, сделать игру более техничной и зрелищной, мешают молодым, менее опытным российским игрокам получать практику и ценный опыт в решающих матчах. Но у вас отлично организованный чемпионат с чёткой структурой и лимитом на легионеров, который мне очень нравится. Я слышал, что у вас думают над созданием своего рода второго дивизиона. Это стало бы хорошим компромиссным решением – молодёжь будет получать больше игрового времени. А в целом, я думаю, присутствие легионеров в любом чемпионате – важный и положительный момент. Но всегда нужно соблюдать баланс, думать как о своих задачах, так и о развитии спорта в целом.
– Понятно, что в Бразилии сейчас нет соответствующих финансовых условий, чтобы организовать сильный национальный чемпионат. Но если бы они были, то вы бы предпочли, чтобы лидеры сборной играли на родине или за границей?
– Я бы предпочёл, чтобы бразильцы играли там, где они могли бы развиваться, играя матчи топ-уровня, конкурируя с самыми сильными соперниками. Выступление в Бразилии как таковое важно для повышения узнаваемости и вида спорта, и команды, и отдельных игроков. В последнее время у нас выросло количество краткосрочных турниров, но я по-прежнему хотел бы, чтобы чемпионат страны был продолжительным турниром, в котором каждая команда сыграет хотя бы 12-14 матчей, а лучшая – 20-22. Конечно, мне хотелось бы, чтобы бразильские тренеры и игроки находились на местном рынке труда по полгода. И я по-прежнему верю, что у нас есть очень большой потенциал. Мы можем сделать чемпионат Бразилии по пляжному футболу очень привлекательным продуктом, так как талантливые игроки у нас есть по всей стране.
– Увидим ли мы вас в России в 2018 году? Продолжите ли вы свою работу с «Кристаллом»?
– Я готов помочь «Кристаллу», если клубу это потребуется. Но сегодня я не могу взять на себя обязательства жить в России на протяжении пяти-шести месяцев, как того хотел бы уважаемый президент «Кристалла» Олег Баринов. Полноценно совмещать работу в «Кристалле» и сборной Бразилии я считаю несправедливым по отношению к обеим командам. Я верю в том, что результат даёт каждодневная интенсивная работа, но я не смогу в полной мере, беспрерывно заниматься ею в клубе, поскольку у меня есть обязательства перед сборной, и я не хочу подводить классных российских игроков «Кристалла». Я считаю, что нужно сосредоточиться на чём-то одном.
– Есть ли у вас какая-либо информация, касающаяся проведения чемпионата мира 2019 года? Где он пройдёт, когда, и как будет устроена квалификационная система?
– Я всего лишь главный тренер одной из сборных, и у меня нет особого доступа к этой информации. Конечно, меня эта задержка тоже начинает беспокоить, ответы хочется получить как можно скорее. Но, уверен, люди, которые этим занимаются, справятся со своей работой.
– Была информация, что чемпионат мира может пройти в Парагвае. Турнир в Южной Америке даст бразильцам некоторое преимущество или вам всё равно, где играть?