Бухлицкий: финал Inter Cup - лишь маленький шаг, останавливаться нельзя
Бухлицкий в первом же турнире в роли тренера сборной завоевал серебро. Но Андрей давно приучил нас к победам и готов помогать молодёжи их одерживать.
Сборная России U-23 за год поднялась с последнего места на Inter Cup-2017 до серебра минувшего розыгрыша. Анализируя причины такого прорыва, нужно отметить более уверенную игру в обороне в целом и действия вратарей в частности. За те же пять матчей молодые россияне в 2018-м пропустили 20 голов против 25 пропущенных годом ранее. Одним из самых обсуждаемых изменений при подготовке команды стало привлечение к работе с голкиперами Андрея Бухлицкого. Двукратный чемпион мира в интервью Beachsoccerrussia рассказал, как вживался в новую для себя роль, оценил игру своих подопечных, объяснил, зачем перед турниром раскритиковал ребят за неумение праздновать голы, а также изъявил желание и дальше помогать национальной команде в качестве наставника.
"Раньше спрашивали у ясеня, а теперь у "Гугла" и соцсетей"
– Андрей, волновались ли вы, когда начинали работу в качестве тренера сборной?
– Нет, никакого волнения не было. Шёл как будто на тренировку.
– Михаил Лихачёв какие-то советы по работе с игроками давал?
– Каких-то конкретных установок не было, работа шла в лайв-режиме, по ситуации.
– Откуда брали методики для работы с вратарями?
– В основном, конечно, из личного опыта, но не только из него. Я по-прежнему не перестаю учиться чему-то новому у других вратарей, как российских, так и иностранных. У всех разные организмы, мышление, ведение игры, видение поля. Учиться нужно везде и всегда – я всегда говорю об этом молодым игрокам. Человек, который перестаёт учиться, останавливается на месте.
– Из большого футбола тоже что-то черпаете?
– Да, конечно. Я не разделяю для себя виды футбола. Мяч-то везде один.
– А как добываете информацию?
– В эпоху Интернета никаких проблем с получением информации нет. Раньше по старинке спрашивали у ясеня, а сейчас – у «Гугла» и соцсетей (улыбается). Сейчас много различного контента, который касается отдельно вратарей – он мне интересен. Смотрю и матчи по разным видам футболам.
"Кошарный не из тех, кто выпячивает своё "я"
– Не было ли у ребят какой-то неловкости в начале работы с вами, излишнего пиетета?
– Нет, в этом плане никаких трудностей не было. Мы вместе делаем одно дело, просто в разных ролях: я – тренер, а они – игроки. С их точки зрения, повторюсь, важно учиться и ещё раз учиться. То есть на тренировках слушать, что я говорю, и исполнять это.
– С точки зрения восприятия и исполнительности ребят всё было в порядке?
– Да, в полном. Тут не лукавлю. Были бы какие-то трудности – так бы и сказал.
– На турнир поехали два вратаря из трёх, которые принимали участие в тренировочном сборе в Москве. Почему не взяли именно Козлова? Над чем ему ещё нужно работать?
– На данном этапе Антон был не до конца готов к тому, чтобы поехать на турнир. Если говорить по-простому, он пока сыроват. Ему нужно больше практики, тогда всё получится. Это совершенно нормальная ситуация. Всё и сразу никогда не получается. Главное – не останавливаться.
– Удалось ли Станиславу и Денису добиться ощутимого прогресса за последние две недели?
– Раз результат есть, значит удалось. Игра в финале – это прогресс, очевидный, явный и всем понятный. Я не говорю про то, что Стаса отметили личной наградой. Но в сборной нет первого вратаря или второго, все основные. Игра динамичная, может случиться всё, что угодно, поэтому вратари друг друга поддерживают. Так что эта награда – для всей вратарской линии.
– Насколько вы довольны игрой вратарей? Оправдали ли они ваши ожидания?
– Да, я был спокоен и уверен, что всё получится, притом не только у вратарей, но и вообще у всей команды. Это не самоуверенность, просто чутьё. А если говорить об оценке игры вратарей, то скажу так: работать нужно много над чем. Выход в финал – это хорошо, но это лишь их маленький шаг вперёд. Останавливаться им нельзя.
– На групповом этапе матч с «Кристаллом» начинал Кошарный, а в финале – Пархоменко. Чем было обусловлено это решение?
– Это было вызвано элементарным распределением нагрузок. У нас в команде нет первого или второго вратаря. Никто не должен замерзать на лавке, а разминаться, быть всегда готовым к игре. Кошарный сыграл несколько матчей, подустал, и не было смысла снова его нагружать. Поэтому и было принято решение, что финальный матч начнёт Пархоменко.
– Персональная награда Кошарному может повлиять на него с точки зрения уверенности?
– Известные фирмы уже встали в очередь, чтобы предлагать ему контракты (смеётся). Да никак, наверное, не повлияет. Думаю, для него гораздо важнее, что вся команда вышла в финал, но в решающем матче не получилось дать отпор «Кристаллу». Где-то в глубине души он, конечно, рад, что стал лучшим вратарём. Но он из тех людей, кто не выпячивают своё «я».
"Мои слова дали ребятам дополнительный стимул забивать"
– Перед турниром вы отмечали, что ребятам в товарищеских матчах не хватало умения радоваться своим успехам, забитым голам. А на Inter Cup сборная уже заметно более эмоционально отмечала взятие чужих ворот. На этот счёт проводилась какая-то работа?
– Эмоции нельзя натренировать. Видно, когда они искренние. Может быть, эти слова как-то повлияли, дали дополнительный стимул. Но они были направлены не на то, чтобы ребята лучше праздновали, а на то, чтобы больше забивали. Нет гола – нет и повода для радости.
– Показалось, что Михаил Викторович призывал ребят праздновать вместе, обниматься...
– Он сообщение в общий чат отправлял перед игрой, в котором говорил, что обязательно надо обниматься (улыбается). Да шучу, нет, конечно. Ничего такого не было.
– А как вам атмосфера в команде в целом? Сборная выглядела единым сплочённым коллективом.
– Да, это правда. И результат не заставил себя ждать. Случайно в финал такого турнира не попадают. Один матч можно выиграть, или два, но не дойти до решающей встречи. Команда проделала большую работу, которая не могла получиться, если бы не было коллектива.
– Бросалось в глаза, что вы особенно праздновали забитые голы с вратарём, который в этот момент находился рядом с вами на скамейке запасных. Это действительно так?
– Так получалось в каких-то эпизодах, а в целом у нас одна команда, мы всё делали вместе. В Питере мне задали вопрос, мол, вот в прошлом году были какие-то проблемы с атмосферой в команде… Ну что ж, в голову людям не залезешь. Если хотят так думать – пускай.
– Дело не в разделении и проблемах, а наоборот, в том, что вратари радуются друг за друга, не проявляют каких-то излишних амбиций...
– Амбиции всегда есть и будут. Они и толкают тебя вперёд. Вопрос лишь в том, как ты прикладываешь эти амбиции к коллективной работе. Если начинается «я, я, я», то результаты прямо пропорционально идут в минус. Футбол достаточно жёстко за это наказывает. У нас сразу сложилась очень хорошая рабочая атмосфера. Надо поправлять, когда есть ошибки. А у нас всё нормально работало, и вмешиваться не пришлось.
"Чужков не самоуверен, а уверен, я это вижу"
– Как вам игра Максима Чужкова, который порой, кажется, играет даже слишком уверенно?
– Сезон покажет. Турнир от турнира может отличаться. Здорово, что у него пока всё получается, но Максу не нужно расслабляться, и он прекрасно это знает. Может быть, он выглядит самоуверенно, но, если его команда выиграла, значит, он был надёжен. Этот момент важно контролировать, не перейти черту. Макс не самоуверен, а уверен в себе – я это вижу и знаю.
– На данный момент кто-то может составить Чужкову конкуренцию за место в воротах сборной?
– Мы увидели лишь первый российский турнир в текущем сезоне, и по нему трудно сказать, что будет дальше. На данный момент он в сборной железно. С другой стороны, турнир показал, что есть и молодые вратари. Только сезон всё расставит по местам и даст понимание, кто же сильнее, кто может конкурировать.
– Есть ли у вас какие-то договорённости с главным тренером или РФС по поводу продолжения сотрудничества? Желание продолжать работу присутствует?
– Да, желание у меня есть. А по поводу договорённостей – мы ещё будем разговаривать на эту тему. Пока ничего конкретного сказать не могу. Будет встреча, обсуждение, выводы и действия.
– А в чём может быть отличие в работе с молодёжной командой и основной?
– Особой разницы нет, я никого не разделяю. Всё надо смотреть по факту, по ситуации. Если кому-то что-то нужно будет дорабатывать – будем дорабатывать. Если это могут и умеют без меня – я ничего говорить не буду. Всё индивидуально, тем более у вратарей. Но общие, системные упражнения для всех одинаковы. В основной сборной нужно будет держать на контроле всё, что происходит в клубах – это большой поток информации, немного другая работа.