Автор: Юлия Иванова

06.07.2018

«Футбол – это не женское дело. 100 процентов! Но нам нравится»

Путь Глафиры Бажановой в сборную России по пляжному футболу начался, когда ей было пять лет. Она могла быть вратарём, но заскучала и захотела забивать

В пятницу, 6 июля в Назаре произойдёт историческое для российского пляжного футбола событие: женская сборная России проведёт свой первый матч на международном турнире в рамках Кубка Европы. Перед нашей командой стоит только одна задача – первое место. Поэтому девушкам нужно забивать голы и побеждать. Нападающая Глафира Бажанова с нетерпением ждёт первого матча, чтобы спеть гимн и отправить в чужие ворота пару мячей. Но вообще она уверена, что футбол – это не женское дело и находится в творческом поиске.

«НЕ МОГУ СТОЯТЬ В ВОРОТАХ И ЖДАТЬ. ХОЧУ ЗАБИВАТЬ САМА»

– Глафира, в команде вас называют бразильянкой из-за загара. Откуда он?

– У нас в Питере было тепло какое-то время. Вот я и загорала на даче в Финском заливе.

– Почему вы решили податься в футбол?

– В нашей семье значительно больше девочек, чем мальчиков. Так что моему старшему брату в футбол поиграть было не с кем. Я родилась пятой, и он начал меня вытягивать. Сначала мы дома мячик пинали, потому на улице, потом ещё где-то. Так он меня во всё это втянул, а затем отдал в секцию женского футбола. Так что я с мячом с самого раннего детства.

– Со скольких лет, получается, начали чеканить мяч?

– В первый раз с братом мне вообще было лет пять, наверное. А заниматься пошла лет в 13.

– Сразу играли на позиции нападающего?

– Да. Хотя было время, когда меня хотели сделать вратарём. У нас в Санкт-Петербурге есть довольно известный мини-футбольный клуб – «Аврора». Я с первым составом там тренировалась на позиции вратаря. Не знаю, почему (улыбается). Но было такое время, пусть и недолго. А потом я сказала, что нет, я не могу стоять и ждать чего-то. Хочу бегать и забивать сама.


– Расскажите, в каких клубах вы играли?

– «Аврора» и была моим первым клубом. Потом я попала в московский ЦСКА – это уже большой футбол. Там получила травму, вернулась в Санкт-Петербург и в 2016-м пошла в пляжный футбол. Это был самый безопасный вид спорта для моих коленей, одно из которых было сломано. Вот уже второй год я играют только в «пляжку».

– Известно, что у вас была возможность поехать на просмотр в «Енисей», но вы не поехали. Почему же?

– До этого я съездила на просмотр в «Дончанку» и поняла, что мне очень тяжело – я была не в форме. Во-вторых, Красноярск – это очень далеко, а я очень люблю Санкт-Петербург. Ну и моё колено опять же. Я знаю, что оно сломается, если я будут играть в большой футбол.

– Вам делали операцию?

– Целых три.

– И как сейчас?

– Пока держится. Но всё плохо. Крестообразные связки расшатанные, стоят не на своём месте, и надо делать новые. Мне сказали: играй, пока можешь. Вот я и играю.

«У МЕНЯ НЕТ ЦЕЛИ СДЕЛАТЬ КАРЬЕРУ ФУТБОЛИСТА»

– Футбол – это вообще женское дело?

– Нет, не женское. 100 процентов. И с каждым годом я всё больше в этом убеждаюсь. Но нам нравится, и мы ничего с этим поделать не можем.

– Что говорили вам родители о том, что вы занимались футболом?

– Всё было, как у всех (улыбается). Родные сначала были против, запрещали. Как и Вика Силина, я тайком брала форму, сбрасывала её с балкона и бежала на тренировку – смешно вспоминать. Но в итоге мама так и не смогла отбить моё желание. А сейчас, когда я вышла на хороший уровень, все смотрят на меня с интересом, удовольствием и даже гордостью. Говорят, что не всё так уж плохо, и этого того стоило (улыбается). Слава богу, пока всё так хорошо складывается.

– Как родные отреагировали на то, что дочь попала в сборную России?

– Для мамы – всё так и должно было быть. Молодец, мол, я не сомневалась. Конечно, все очень рады, гордятся мной, верят в команду, желают нам удачи. Будут смотреть и болеть.


– Чем занимаются ваши сёстры?

– Большинство из них – модели, ездят по разным странам. Кто-то просто маникюр делает. Могу сказать, что все они спортивные, всегда занимались чем-то. Но в итоге пока только я занимаюсь спортом профессионально.

– Раз модели, то, видимо, быть высокими и красивыми – это у вас семейное?

– Да, это так. Но я, наверное, самая маленькая и вообще не очень рядом с ними (смеётся).

– А кем вам вообще хочется быть в будущем? Футбол – это ведь дело временное.

– У меня нет цели сделать карьеру футболиста, и этим в будущем зарабатывать. Но и цели выучиться на кого-то и потом работать по профессии – тоже нет. Я, конечно, понимаю, что образование – это очень важно. Но, мне кажется, интереснее всего – придумывать что-то своё. Так что я сейчас, можно сказать, в творческом поиске.

– Что есть в вашей жизни, кроме футбола? О чём мечтаете?

– Я работаю барменом, и у меня есть мечта: хочу накопить денег и уехать на год в Таиланд. А там учить английский и кайфовать, загорать и отдыхать.

«Я ВСЕГДА ПОЮ ГИМН, КОГДА ОН ИГРАЕТ. МНЕ ПРИЯТНО»

– Уже сегодня вам предстоит сыграть первый матч в истории сборной России. Волнительно?

– Пока как-то непонятно. Я, как и другие девочки, до конца не осознаю, что нахожусь в сборной России, что всё это происходит со мной. Но когда представляю, как буду выходить на поле, как будет звучать гимн, что буду защищать честь страны, а на меня будут смотреть все мои родные и друзья, то, конечно, от этих мыслей сердце бьётся чаще. Всё это будоражит, но, мне кажется, пока это не произойдёт в первый раз, – в полной мере понять невозможно.

– Гимн будете петь?

– Да, буду. Я вообще всегда пою гимн, когда он играет. Мне приятно.

– Перед турниром вы прошли трёхдневный сбор, короткий, но довольно интенсивный. Чем он отличался от того, что было в «Звезде»? Какие остались впечатления?

– Было очень много новой информации и новых конкретных комбинаций. Это очень полезно. В «Звезде» такого пока нет – мы просто играем, как можем. А теперь мы знаем, что конкретно нам нужно делать, и интересно, получится ли это в игре. Также были очень интенсивные тренировки. Я немного в шоке – мне очень было тяжело в эти три дня. Но всё очень интересно. Теперь не могу дождаться первого матча, чтобы понять, как всё будет происходить в игре. Как тренер будет себя вести, а как мы, и что у нас будет получаться, а что нет.


– Что говорят в команде о главном тренере?

– Девчонки давно всё обсудили, да (смеётся)? Говорят, что он хороший. Они оба хорошие, что Леонов, что Ваня – они нам очень нравятся. Работать с ними комфортно. Леонов – очень добрый, дружелюбный, заботливый наставник, постоянно спрашивает, как самочувствие, как ноги, как колено. Очень приятно, когда тренер волнуется и переживает за тебя.

– Хотелось бы вам выйти в стартовом составе?

– С одной стороны, да, хотелось бы. Но это не принципиально, ведь все восемь полевых игроков – это и есть «старт», то есть две полноценные четвёрки, которые будут менять друг друга и играть равное количество времени. Я надеюсь, что никто не будет сидеть.

– На собрании Илья Леонов говорил, что единственный приемлемый результат для сборной России – это победа. Напрягает ли такая задача или к конкретной цели идти проще?

– Мне очень интересно, как всё пройдёт. Дело в том, что команда по сути почти та же, что и в «Звезде», игроки те же самые. Так что мы не можем ожидать чего-то принципиального нового. Всё дело только в нас и в нашем психологическом состоянии. Раз мы обыграли всех на Кубке чемпионов, то мы всё можем. Поэтому я тоже считаю, что мы должны всех рвать. Других вариантов нет, и в этом я абсолютно согласна с нашим главным тренером.

«МЫ ПОФИГИСТКИ, В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ СЛОВА»

– Вы с Настей Горшковой – две подружки-веселушки в команде. Как вы друг друга настраиваете на игры? Как помогаете друг другу?

– У нас в команде есть люди, которые переживают перед матчами, пытаются разобраться в себе, замыкаются. А мы «на лайте». У нас всё хорошо, мы всё умеем и знаем. Мы пофигистки, в хорошем смысле этого слова. Мы очень хорошо понимаем друг друга на поле, постоянно подбадриваем друг друга вне его. Так что, надеюсь, всё будет отлично, наши комбинации сработают, и мы забьём парочку голов, как и на Кубке чемпионов.

– Сборная ходит на тренировки с вашей колонкой и вашей музыкой. Эта атмосфера поднимает девочкам настроение?

– Конечно, очень сильно. Понятно, что в любом случае всё круто – и атмосфера, и погода, и Португалия. Но с музыкой ещё веселее. Многие поют, танцуют. Мне нравится, когда так.

– Вчера играла...

– Давайте не будем о том, что играло вчера (смеётся). Мы долго не могли сосредоточиться на установке, потому что долго смеялись над той чушью. Но вообще я стараюсь включать музыку, которая нравится большей части команды.

– А что хотелось бы включить для себя?

– Я практически не слушаю русскую музыку – только зарубежную. Мне приятно слушать, когда я не понимаю текст. Иногда текст бывает довольно смешным. Вика Силина говорила, что она в первую очередь слушает слова, а я наоборот – ритм, темп, мелодию.


– Атмосфера в сборной России чем-то отличается от обстановки в «Звезде»?

– Лично я никаких отличий не вижу. Возможно, если было бы больше девчонок не из «Звезды», то и атмосфера изменилась бы, а так и Саша Самородова за нас играла, и Марина Фёдорова играла, так что все свои. В плане отношений всё классно, все друг с другом отлично общаются.

– Известно, что во время выездных турниров, игроки «Звезды» готовят сами. Расскажите, как это происходит?

– На самом деле, это очень весело и прикольно. Мы обычно делимся по четыре человека, прямо как в футболе, и готовим обед или ужин. Нам закупают продукты, и кто-то варит макароны, кто-то режет салатик. Вика Силина у нас любительница всё шикарно организовать, расставить, как надо. Так что все заняты в процессе, у каждого своя зона ответственности (улыбается).

– А вы любите готовить?

– Люблю, но мне, кстати, не разрешали готовить, когда мы были в Назаре на Кубке чемпионов (улыбается). Почему-то ко мне все так относятся, что, мол, ты иди посиди, а мы тут сами всё сделаем. Будто я маленькая девчонка, которая ничего не умеет. Но на самом деле я люблю готовить. Правда, только для себя, и мои блюда не всем по вкусу. Просто я всё смешиваю и кидаю, что хочу, а кто-то так не любит. Точнее, большинство так не любит (улыбается).

– Вас мама научила готовить?

– Нет. У меня мама почти не готовит. Часто слышу от подруг и знакомых, что у них мамы готовят то, другое, пятое, десятое. И даже пекут (улыбается). У меня мама не такая, да и бабушка не такая. В моём детстве, может, было по-другому, но сейчас она точно не готовит.

«ТРЕНЕРЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ПАРНИ ИНТЕРЕСУЮТСЯ. НО Я НЕ ОЩУЩАЮ»

– Откуда у вас такое красивое имя – Глафира?

– Мама никогда не объясняла, почему так. Но у нас в семье все имена такие, кроме Лёши (улыбается). Есть старшая Алевтина, потом Василиса, Серафима, Глафира и младший Матвей.

– Как красиво!

– Спасибо за это маме. Так, на самом деле, действительно интересно. Я бы тоже своего ребёнка назвала каким-то необычным именем.

– А вы смотрели значение своего имени?

– Смотрела, но там всё смешно как-то. Какие-то обобщённые и непонятные формулировки. То ласковая и нежная, то семью держит в ежовых рукавицах. Но ничего конкретного нет.

– Как вас ласково называют?

– Глаша. Силина меня Гланей называет. И учительница меня в детстве так всё время называла. Но это слишком уж мило (улыбается).

– Пляжнофутбольная семья – это по большей части парни-спортсмены. А у вас яркая внешность. Часто ли футболисты пишут сообщения, как-то подкатывают?

– Если сказать честно, никто не пишет. Но очень часто я слышу и от Вани Канаева, и от нашего дока, что про меня постоянно спрашивают. Либо мальчики пошли такие, либо даже не знаю что. Тренеры говорят, что молодые люди интересуются. Хочется верить, что они правду говорят (улыбается), потому что я этого внимания не ощущаю, если честно.


– Есть девушки, которые любят привлекать к себе внимание. Они любят эту энергию, и она им помогает. А насколько вы зависимы от стороннего внимания?

– Я такого за собой не наблюдала. Я из тех людей, которые сами по себе. Главное – как я настрою сама себя. Да, конечно, когда вокруг полный стадион, и все тебя поддерживают – это бешеные эмоции, и тебе просто хочется рвать и метать. Но у меня нет зависимости от этого.

– Какой самый смелый или дерзкий поступок вы успели совершить в своей жизни?

– Интересный вопрос. И очень сложный (улыбается).

– Неужели с вашим темпераментом не было ничего подобного?

– Может, и было, но говорить об этом не стоит (улыбается). Хм, дерзкий поступок... Вспомнилось, что в 13 лет я сама уехала в Москву играть в футбол. Мама меня, конечно, не отпускала, но я сказала, что я хочу жить сама. С этого момента я дома больше не жила.

– А какой бы поступок вы бы никогда не смогли простить?

– Я очень лояльно отношусь ко всему и пытаюсь для себя понять любой поступок другого человека. Я и сама способна на не самые хорошие поступки, поэтому всегда стараюсь найти объяснение тому, почему человек ведёт себя так, а не иначе. Если говорить в общем, то я терпеть не могу насилие, меня прямо до дрожи пробирает. Самое ужасное, когда человек способен на такое. Надеюсь, что меня это никогда не коснётся.

 «Я БЫ ВСТРЕТИЛАСЬ С РИАННОЙ. ОБОЖАЮ ЕЁ»

– У вас, как и у многих девушек в сборной, есть татуировки. Расскажите, что они означают?

– Все мои татуировки связаны с самыми главными людьми в моей жизни, каждая из них имеет личный характер. Возможно, отчасти это дань моде, что-то из серии: «О, прикольно, хочу, как у всех, картинку на теле». Но я не делаю татуировки ради татуировок, а в каждую стараюсь вложить свой индивидуальный и важный для меня смысл. Может, каких-то людей уже не будет в моей жизни, кого-то с трудом вспомню, но благодаря татуировкам они всегда со мной.

– Как бы вы могли описать свой характер несколькими словами?

– Я стеснительная, я добрая (очень добрая, на самом деле), простая, весёлая и немного странная (улыбается). Так я вижу себя сама, но все воспринимают меня по-другому. Почему-то мне говорят, что я выгляжу немножко дерзкой и пафосной, но я сама этого не замечаю. Первое впечатление обо мне почти у всех такое, а потом люди узнают меня ближе и говорят: «Да ты же вообще другая, оказывается!»

– Если бы у вас была возможность встретиться с любым человеком, когда-либо жившим или живущим, кто бы это был?

– Никогда об этом не задумывалась... Я бы встретилась с Рианной, обожаю её.

– Вы бы что-то конкретное у неё спросили?

– Я бы ничего у неё не спросила, потому что не знаю английского (улыбается). Но если бы знала, то я бы просто хотела пообщаться с ней, как с обычным человеком.

– Какие бы три вещи вы взяли с собой на необитаемый остров?

– Я бы взяла с собой любимого человека. А, людей брать нельзя? Обидно (улыбается). Тогда сложнее... Телефон, на солнечной батарее, там же заряжать негде (смеётся). Наушники, я вообще без них не могу. И ещё взяла бы книгу, какую-нибудь интересную, которую я ещё не читала.


– А вы вообще любите читать?

– Не скажу, что это моё любимое занятие, но в принципе мне нравится читать хорошие книги. Самая любимая – «Мартин Иден». Но перечитывать я бы её не стала, потому что во второй раз уже не так интересно.

– Есть ли какая-то страна, в которой вы бы хотели жить?

– Я бы хотела путешествовать по разным странам, пока молодая. Возможно, где-то мне так понравится, что захочу остаться. Но пока, где бы я ни была, всё равно начинаю очень скучать по Петербургу, и каждый раз убеждаюсь, что очень люблю свой город и с удовольствием провела бы там всю свою жизнь.

– У вас есть любимое место в Санкт-Петербурге?

– Мой дом (улыбается). А так, я люблю весь Питер. Но чисто визуально мне нравится Дворцовая площадь, там очень атмосферно и потрясающе красиво. Однозначно, в Питере жить!
Источник: bsrussia.com