Автор: Михаил Кудин

10.11.2021

"Этот сезон — идеальный"

Интервью главного тренера сборной России Михаила Викторовича Лихачёва по итогам сезона 2021 года.

Сезон 2021 года получился для сборной России невероятно успешным. Команда завершила его на мажорной ноте, выиграв свой четвёртый Межконтинентальный кубок. А главным, несомненно, стало звание чемпионов мира, которое наша команда завоевала в на родном песке в Москве. Было мало сомнений в том, что лучшим тренером по итогам такого триумфального сезона станет наставник российской сборной Михаил Лихачёв. BSRussia пообщалась с Михаилом Викторовичем об итогах года, его впечатлениях от сезоне, подходе к обновлению коллектива и многом другом. 

— Михаил Викторович, закончился длинный и сложный сезон. Каким он получился для вас и для команды? Дайте, пожалуйста его краткую характеристику.
— Сезон был действительно длинный. Впервые мы собрались в феврале, в Новогорске на нашей базе. Хорошо помню этот день. На первом собрании обозначили все задачи на сезон, которые нам предстояло решить в этом году. Главный акцент делали на нашем большом внимании при подготовке к чемпионату мира. Был обозначен большой объём работы, который нам необходимо было выполнить. К счастью, всё запланированное оказалось абсолютно верным с нашей стороны. Те результаты, которые мы показали в этом сезоне, не могут не радовать. Я думаю, что все болельщики и специалисты высоко оценят нашу игру в сезоне 2021 года.


— Есть ли то, чем вы недовольны в этом сезоне?
— В принципе, такого нет. Могу сказать, что из внешних факторов нам бы хотелось более конкурентоспособной борьбы в национальном чемпионате, потому что, честно говоря, в этом году было очень многое ясно ещё на ранних стадиях турнира. Всё-таки когда существует конкурентоспособная борьба самого высокого уровня и накала, то это идёт на пользу для всех аспектов в организации и развитии пляжного футбола в частности, и спорта целиком.

— Сделать требл из чемпионата мира, Межконтинентального кубка и Евролиги не получилось по объективным причинам? Сказалась усталость во время Суперфинала Евролиги?
— Конечно, это было сделать крайне затруднительно. Мы чемпионат мира завершили последними, а затем через неделю уже пришлось играть в Португалии. Вывод очень простой: команды, которые вышли в Суперфинал Евролиги, а это Португалия и Белоруссия, они закончили чемпионат мира первыми. Оба коллектива не вышли из группы, и у них был достаточно комфортный отрезок времени для подготовки к Суперфиналу Евролиги.

Если говорить о нас и швейцарцах, то мы дошли до последнего дня чемпионата мира. Мы выиграли золото, Швейцария — бронзу. Поэтому было понятно, что нашим двум командам будет тяжелее. Так и получилось. Мы столкнулись вместе в Суперфинале Евролиги лишь в матче за пятое место. Это достаточно объективно, как в частности и то, что сборная Испании вылетела где-то в четвертьфинале, то есть после португальцев и белорусов, но до нас и швейцарцев. В итоге испанцы играли за третье место. Все получилось закономерно. Но повторюсь, что даже при всём этом, у нас были неплохие шансы в Суперфинале Евролиги, но, я думаю, что отсутствие удачи и концентрации на некоторых отрезках матчей немного сказалось на футболистах.


— Как и у швейцарцев. Многие отмечали, что в Суперфинале Евролиги, в матче с нашей командой они играли совсем "спустя рукава".
— Я бы не сказал, что они выглядели "спустя рукава". Просто наши футболисты. честно говоря, получили серьёзный нагоняй от меня после поражения от Испании, поэтому хотели завершить турнир на хорошей ноте, и сделали это, потому что сыграли очень качественный матч против Швейцарии.

— В этом году у вас золото чемпионата мира, рекордный четвёртый Межконтинентальный кубок, награда "Лучший тренер". Что сделало бы этот сезон идеальным, учитывая все полученные награды?
— Я считаю, что этот сезон и так идеальный. Если бы не было ничего, но осталась бы только победа на чемпионате мира, то его также можно было бы назвать идеальным. Я знаю изнутри все сложности, с которыми нам пришлось столкнуться за последние два года, и то, что нам всем внутри сборной удалось эти трудности преодолеть — очень дорогого стоит. Поэтому я ещё раз поздравляю всех своих футболистов, представителей тренерского и административного штаба с замечательным сезоном, с победой на чемпионате мира, победой на Межконтинентальном кубке. Это действительно выдающиеся и колоссальные достижения.


— Как оцениваете выступление футболистов, которые стали новичками национальной команды в этом году?
— Андрей Котенев и Стас Кошарный — оба 1994 года рождения, сейчас находятся в самом расцвете футбольного возраста, им по 27 лет. Конечно, они принесли нам много пользы по ходу этого сезона. Стас Кошарный, на мой взгляд, стал большим открытием для международного футбола, провёл хорошие турниры в составе нашей национальной команды. Я могу сказать, что за сезон он заслужил твёрдую "пятёрку". Хочется ему пожелать, чтобы он сумел этот уровень выдержать, потому что в спорте случаются разные истории, и именно стабильность на протяжении большого количества лет и отличает высококлассного мастера от просто хорошего футболиста.

Что касается Андрея Котенева, то он впервые так ровно и так качественно провёл весь сезон в клубе и сборной. Мы его подпускали к игровому времени достаточно аккуратно. К счастью, оказались правы. Если бы он играл много с первых официальных матчей, то мог бы так много не выдержать, а так у него получилось показать свой лучший футбол, особенно на Межконтинентальном кубке, где он сыграл, как большой качественный футболист.

— И сыграл достаточно много, в матче, где у нас было шесть полевых, Андрей провёл на песке почти тридцать минут.
— В матче с Ираном мы играли даже практически в пять с половиной полевых, ведь у Андрея Новикова была жёлтая карточка. Если бы он получил вторую, то пропустил бы полуфинал. Поэтому мы минимизировали его игровое время. Андрей Котенев в той игре сыграли невероятно большое количество времени, учитывая его позицию и высокую интенсивность игры. Было отрадно, что он сумел со всем справиться.


— Вы сторонник постепенного обновления состава команды? И какое количество человек для вас оптимально для введения в коллектив за сезон?
— Как было сказано в одном гениальном советском фильме: "Спешка нужна только в двух случаях" (улыбается). Здесь точно нужно понять требования, которые есть в национальной сборная, понять насколько игрок им соответствует. Мы даём ребятам комфортное время, которое удобно и для них и для нас, чтобы разобраться насколько человек готов к выполнению высоких задач. Сейчас, вспоминая историю каждого из "второй волны" сборников, которые на данный момент помоложе и чуть менее опытные, чем те же Шкарин, Крашенинников и Шишин, мы их всех старались аккуратно вводить в состав. Как показала жизнь, это было абсолютно верное решение.

— Как вы отнеслись к тому что на гала-вечере Beach Soccer Stars в тройке лучших футболистов, а также в символической пятёрке не было игроков из России?
— Могу сказать, что немного расстроился. Но я хочу подчеркнуть, что главные награды наши парни выиграли в Москве на чемпионате мира и в Дубае во время замечательного Межконтинентального кубка. Поэтому им не стоит расстраиваться, что они не попали в символическую сборную года или не получили индивидуальные награды. Самое важные награды — это непосредственно футбольные награды, а всё остальное — только некое приложение к их деятельности. Конечно, у нас есть футболисты, которые сыграли особенно ярко в этом году и могли рассчитывать на попадание в данную символическую пятёрку. Но что поделать, сложилась так, как сложилось.


— Может в этом есть свои плюсы? Ведь тогда у того же Бориса Никонорова будет и  дальше стимул продолжать забивать больше всех в мире.
— Я могу сказать, что для меня лично три гола Бориса, как я их называю ещё — хет-трик Мишеля Платини, то есть он забил в финале левой ногой, правой ногой и головой — это гораздо круче и ценнее, чем любая индивидуальная награда. На мой взгляд он абсолютно заслуженно получил приз MVP турнира. Борис провёл фантастический сезон. Думаю, что лучший в своей карьере. Я поздравляю его с тем, что он смог продержаться на этом высоком пике готовности практически весь год.

— В этом году сама собой сложилась традиция играть "валидольные" матчи, но финалы проходили более спокойно. Это действительно тенденция? Или стечение обстоятельств?
— Я бы хотел остановиться немного на другом. Мы провели очень сильный сезон в плане игры в атаке. Никто об этом не говорит, а ведь мы лишь в двух матчах с Ираном забили четыре и три, чего всё равно хватило для побед. А так мы весь сезон не забивали меньше пяти мячей. Это очень серьезные цифры в пляжном футболе.

Я ещё не подводил статистический анализ года, но мне очень интересно, какая цифра у нас является средней по результативности. Потому что, на мой взгляд, мы должны быть в очень высоких показателях по средней результативности. Когда мы забиваем по пять, шесть и семь, то это дорогого стоит. Что касается игры в финалах, то когда  остается один шаг, то всё проходит по особенному. В принципе, он и должен проходить для нашей команды так, как мы сыграли и с Японией, и с Ираном.


— Говоря о развитии пляжного футбола, Жоан Куско выразил намерение, что пляжный футбол должен попасть в число олимпийских видов спорта в 2028 году. Что должно случиться в  ближайшее время, чтобы эта инициатива стала более реальной?
— Это вопрос, в первую очередь, взаимоотношений МОК и ФИФА, это две серьезные мировые организации, которые могут решить этот вопрос. От нас, простых людей футбола, вряд ли что-то зависит. Я уже несколько раз высказывал своё мнение, что пляжный футбол — это идеальный вид для олимпийской программы. Я думаю, что он вызовет большой зрительский интерес. Мне бы очень хотелось, чтобы когда-то он был представлен на олимпиадах.

— Вы не раз говорили, что вас не устраивает положение дел в российском клубном футболе. Недавно генеральный секретарь РФС Александр Александрович Алаев высказал инициативу о создании открытой лиги. Как вы думаете, сможет ли подобная лига улучшить ситуацию в российском пляжном футболе и дать толчок к развитию?
— Хотелось бы верить, что в этом плане всё получится. Однозначно, какая-то реформация внутреннего первенства нам нужна. Моё глубочайшее убеждение, что нам необходимо ещё, как минимум 2-3 серьёзных клуба уровня "Кристалла" и "Локомотива". Ведь большая часть футболистов остаются в подвешенном состоянии, потому что нет финансовых возможностей и гарантий для полноценных занятий пляжным футболом высокого уровня. Что касается иностранных партнёров, то я думаю, что они с удовольствием приняли бы участие в этой потенциальной, скажем так, лиге, которая была бы открытой. В идеале можно получить очень хороший продукт, который даст большую привлекательность и смотрибельность для зрителей.


— Не секрет, что ни один вид спорта, в том числе и пляжный футбол, не может полноценно развиваться без детско-юношеских школ. Как, на ваш взгляд, обстоит с ними дело у нас в стране? 
— Я считаю, что в идеале, если самые большие клубы придут, то у них и должны быть такие отделения пляжного футбола. Могу сказать, что до какого-то возраста ребёнку достаточно заниматься просто классическим футболом. Потом, уже в подростковом возрасте, познакомиться с пляжным футболом. Как раз в этом возрасте и должны эти отделения появляться. Надеюсь, что это всё сложится, потому что у нас действительно пока в этом плане есть определённые резервы.

Верю, что те же "Кристалл" и "Локомотив" смогут организовать свои академии пляжного футбола или отделения для занимающихся на песке. Ведь у этих клубов есть главное, чем можно завлечь мальчишек — это команды, которые достигают успехов на международной арене.  Опять же, как было сказано ещё в одном фильме "нужно мечтать о чём-то великом", поэтому если мальчик придёт в условный "Кристалл" и увидит какие там классные футболисты, чемпионы мира, прекрасная инфраструктура, то подумает почему бы и ему не пройти весь этот путь, чтобы стать игроком национальной сборной, игроком "Кристалла". Это та формула, которая позволяет и улучшить уровень мотивации для занятий и создать настоящий интерес для ребёнка. Это вещи немаловажные.

— И о будущем сезоне. Какие сюрпризы стоит ждать болельщикам и специалистам от сборной России в следующем году, ведь подготовка к нему начнётся уже совсем скоро и, наверняка, у вас уже есть план на неё? 
— Да, определённые мысли по следующему сезону есть. Прежде всего хочется подумать, чтобы достаточно, скажем так, экспериментальным составом с участием тех ребят, которые были у нас на сборе перед Межконтинентальным кубком, принять участие в предсезонных турнирах, которые по моей информации должны пройти в Москве и Санкт-Петербурге в марте-апреле 2022 года. Посмотрим как это всё будет складываться, как будет развиваться ситуация с пандемией коронавируса, потому что сейчас это сильно влияет на всю нашу жизнь.

Ну и надо понять по нашим ребятам. У нас много возрастных игроков. Нужно понять кто из них будет в каком состоянии, кто из них готов остаться в пляжном футболе и штурмовать новые вершины. У кого из них будет большее доверие в клубах, то есть будут ли они получать достаточное игровое время. Все эти моменты надо учитывать, чтобы в следующем сезоне сделать конкурентоспособную сборную России.


— Во время сбора во время Мундиалито вы отметили кого-то для себя как игроков, уже отвечающих требованиям национальной команды?
— Могу сказать, что после сбора мы пообщались с каждым футболистом из тех, кто не попал в наш окончательный состав. Все ребята произвели очень хорошее впечатление как футболисты и как люди. Понятно, что перспективы каждого из них до попадания в состав национальной сборной различны, но могу сказать, что мне было особенно приятно, что никто не выпал, никто не разочаровал. Все справились с нагрузками, с поставленными задачами.

В этом плане, на мой взгляд, мы приняли однозначно правильное решение, что на этом этапе они с нами потренировались. Более того, мне кажется, что и для наших ветеранов, которые были с нами, таких как Юра Крашенинников, Димы Шишина, Артура Папоротного, тренировочный процесс рядом с молодыми ребятами во многом оказал положительное влияние. 

Источник: BSRussia.com