«Футбол — это моя жизнь. Не хочется думать о завершении карьеры»
Вторая часть интервью лучшего бомбардира в истории сборной России Дмитрия Шишина.
После интересной и захватывающей первой части общения с лучшим бомбардиром сборной России Дмитрием Шишиным, где он рассказал о новой роли на площадке, удовольствие быть ассистентом и самом запоминающимся матче в карьере, BSRussia не мог оставить вас без продолжения.
На этот раз вместе с Дмитрием мы обсудили одни из интереснейших вопросов, касаемых молодёжи в пляжном футболе, словах Василия Уткина после чемпионата мира, возможных больших деньгах в нашей индустрии, а также карьере самого футболиста ещё в саратовском "Соколе" и многом другом.
— Сможет ли молодёжь подхватить то знамя и победы, которые показал сборная?
— Мне кажется, что да. Конечно нужно время, но у нас растёт достойная смена. Сейчас во всех клубах: "Локомотиве", "Спартаке", "Кристалле" есть опытные, поигрывавшие футболисты, которые помогают молодым "обрасти мясом", получить больше знаний и практики, для выступления в будущем в сборной.
— Чем они отличаются от вас?
— Как минимум возрастом. Мы играли, когда пляжный футбол только зарождался, сейчас он изменился. Раньше это было шоу, а теперь — соревнование. Класс игроков заметно поменялся. С этим наша молодёжь быстрее адаптируется к этой игре. Нас некому было учить, мы сами к этому приходили. Теперь ребята могут просматривать матчи, тренироваться с нами и быстрее впитывать всю информацию. В будущем их уровень игры будет лучше, чем у нас.
— Как вы относитесь к словам Василия Уткина, который сказал о том, что пляжный футбол — это ковыряние в носу и баловство?
— Честно, не хочется это обсуждать. Непонятно, что у него в голове, и что ему сделал пляжный футбол. Говорили, что он имел к нему отношение и даже как-то комментировал. Раньше ничего плохого он не писал о нём. Уровень игры пляжного футбола растёт с каждым годом, уже не за горами, когда он будет в Олимпийских играх.
— Как вы относитесь к новым правилам?
— Положительно, игра стала быстрее и зрелищнее. Я бы с удовольствие пришёл бы на неё посмотреть. Всё постоянно в динамике и движении, по сравнению с большим футболом, когда один отдал пас и стоит несколько минут. В пляжном такого нет, всегда нужно бежать, открываться, вести борьбу. Порой даже хватает полутора минут, чтобы устать и вернуться на скамейку. Этим, видимо, пляжный футбол и подкупает зрителей, тем что постоянная динамика, плюс красивые акробатические удары.
— В какие времена вам было комфортнее всего играть?
— И те и в эти времена играется комфортно. Ко всему привыкаешь. Сейчас уже даже забываешь, какие правила были раньше. Помню, когда за "Дельту" выступал Леонид Миранов, было правило, что голкипер может несколько раз вводить себе мяч в зону и потом выводить, такие вратари хитрили и пользовались этим правилом. Меня это бесило, ведь получается, что голкипер убивает время, а ты ничего сделать не можешь, с тем что он выводит и заводит мяч. Со временем адаптируешься ко всем изменениям.
— Сейчас вы получаете такое же удовольствие от игры в футбола, как это было, например, в шесть лет?
— Может оно — удовольствие, уже другое. Понимаю, что возраст другой, к тому же есть семья и дети. Раньше, когда проигрывал, сильно не расстраивался, понимая, что в следующий раз выиграю. Сейчас это уже не только игра, а и работа, за которую получаешь деньги, чтобы кормить семью. Теперь уже нельзя проигрывать, и ты стараешься держать себя в хорошей форме. Всё зависит не только от меня, но и от команды. Есть победы, за которые ты получаешь в дальнейшем деньги, а это жизнь.
— Кайф от футбола, как от игры у вас ещё есть?
— Есть конечно, если бы его не было, я бы уже бросил это дело. Когда ты побеждаешь, идёшь на пьедестал, тебе вручают кубок и медали, ты смотришь на трибуны, много людей за тебя рады, поздравляют, то это круто. Пусть это будет в восьмой или даже девятый раз.
— Как вы себя мотивируете? Не устали ещё выигрывать?
— Я ещё не всё выиграл (улыбается). Клубного чемпионата мира нет в активе. У меня есть только третье место, когда мы с Артуром ездили играть за "Коринтианс". В целом не устал. Каждый новый турнир, как отдельная страница, к тому же возникают новые команды и игроки. Приятно играть с сильным соперником и побеждать его. Футбол — это моя жизнь. Не хочется думать о завершении карьеры.
— Если бы изобрели машину времени, и вы, например, вернулись в прошлое, то чтобы сказали себе семилетнему?
— Чтобы больше тренировался. Начиная с шести лет, я почти каждый день занимался футбол. Я приходил со школы, бросал рюкзак и шёл играть, потом на тренировку. У меня максимальное количество времени занимал футбол. Возможно, я родился не в том городе или не в то время.
Очень тяжело было пробиться. Был не свой тренер в клубе, он приводил своих игроков в коллектив. У местных практически не было шансов. Я выступал в дубле саратовского "Сокола" и достаточно хорошо, но в один момент сказали, что команда закрывается и мы никому не нужны. Я начал играть в мини-футбол, параллельно были соревнования по пляжному. Потом Александр Дураков позвал меня на турнир в Самаре в 2006 году "Золотые пески". В итоге приехал, забил больше всех и стал лучшим бомбардиром. Зацепило меня это. Перестал играть в миньку, стал тренироваться на песке, и почти сразу меня позвали в сборную. Когда пляжный футбол был на стадии становления, я попал в эту волну, и иду по сей день вместе с ней.
— Обидно, что не смогли себя реализовать в большом футболе?
— Раньше было обидно. Ещё в школе у нас был футбольный спец. класс ДФЛ (Детская футбольная лига). Мы ездили на соревнования, хорошо играли против динамовцев и "Спартака". Как-то нас позвали в "Локомотив" тренироваться жить и обучаться, но тогда нам сделали минимальные контракты. Всё равно для меня это было круто, я учился в школе, начал зарабатывать первые деньги. Но в итоге уехать в Москву не получилось. Сейчас не жалею об этом, тяжело было пробиться из Саратова, хотя все данные были, чтобы заиграть, как минимум в чемпионате России.
— Как думаете, своими титулами в пляжном футболе вы доказали всё тем тренерам, которые в вас не поверили в большом футболе?
— Меня просто тогда не отпустили в другие коллективы, посчитали, что больше пользы принесу своей команде, или, возможно, хотели бы нас потом подороже перепродать, чтобы клуб получил деньги. Я считаю, что всем всё доказал.
— Что нужно сделать сборной России, чтобы все всерьёз стали воспринимать пляжный футбол?
— Мы уже, наверное, из штанов выпрыгнули, если так можно сказать. Мы ходим на телевидение, стараемся освещать пляжный футбол, также доказали своими победами, ведь выиграли всё. Наверное, пока такая стадия в пляжном футболе. Он ещё чуть не дошёл, но по сравнению с теми годами, которые были, сейчас уже женские турниры стали развиваться. Раньше нам говорили, что нет в Олимпийской программе, потому что нет женской игры, сейчас она есть. Будем считать, что нам остался последний шаг, до включения в Олимпийскую программу.
— Матч против Швейцарии главный в вашей жизни?
— Наверное, один из главных. Даже сейчас у меня мурашки по коже от воспоминаний.
— Верили ли вы до конца в этом матче, что сможем отыграться? Или закрадывалась мысль, что не получится?
— Я верил. Пляжный футбол очень динамичный вид спорта, за пару минут можно забить много, как и случилось. Если бы я верил, что не сможем, то наверное, ничего бы не получилось. Каждый игрок из нашей команды знал, что сможем. К тому же домашние трибуны придавали нам сил. Считаю, что так и должно было быть.
— Вы сказали, что у вас побежали мурашки по коже. А есть ли ещё какой-нибудь матч, при воспоминание о котором они бегут вновь?
— В 2011 году, когда мы впервые обыграли Бразилию 12:8. Тогда в нас никто не верил, но мы вышли и "вынесли". Бразильцы были в шоке. Они нам забивали один, а мы им два или три. Наверное, в последствии, когда выходили на матчи с ними, то глядя им в глаза, было видно, что они до сих боятся. Это даёт стимул и заряд, что мы можем победить.
— Почему Россия, которая является далеко не пляжной страной, в данный момент находится на первом месте в мировом рейтинге пляжного футбола?
— Наверное, из-за желания, когда начал им заниматься, то проникся полностью этой игрой, стал её прародителем. Со временем совершенствуешь своё мастерство, обыгрываешь Бразилию, где люди круглый год играют на песке. Всё зависит от желания побеждать. Мы заложили этот фундамент побед, и с каждым разом хочется всё больше и больше. Я просто очень не люблю проигрывать. Каждого спортсмена, выходящего на песок, подзадоривает, что он играет в пляжный футбол, даже не смотря на то, что зима, нет пляжей, а ты выходишь и побеждаешь сборную Испании, Португалии и Бразилию, у которых возможностей для развития больше.
— Почему сборная России по большому футболу не может, а по пляжному может? В матче с Хорватией, ведь они хотели победить.
— Наверное, у сборной России уровень мастерства поменьше, чем у Хорватии. И, наверное, не было такого сильного желания.
— Валерий Карпин говорил, что наши футболисты ментально не победители.
— Может быть он им это постоянно говорит, а может и наоборот, но все мелочи сказываются на игре.
— Вы ментально победители?
— Да. Нужно всегда держать в голове, что ты победитель, если этого нет, то не выиграешь.
— Какой самый сложный соперник для сборной России?
— Бразилия.
— Не сама сборная для себя?
— Всё зависит от мыслей в голове. Понятно, что если будешь выходить недонастроенный и думать о чём-то другом, то ты не сможешь выиграть у той же сборной Румынии. Всегда нужно думать, что ты — чемпион и достоин победы.
— Получаете удовольствие от валидольного футбола?
— Так получается. Все пишут, как-будто мы это делаем по сценарию, но нет, просто стечение обстоятельств. Когда мы пропускаем, то включаемся на 200% и с желанием победить идём вперёд. Такие матчи стали сейчас частыми, хорошо, что мы их вытягиваем.
— Вам, видимо больше нравится поставить себе сложную задачу и героически победить (улыбается).
— Бывают такие матчи, когда забиваешь два-три мяча и успокаиваешься, а соперник догоняет. После этого уже включаешься и стараешься идти вперёд — побеждать. Скорее всего недонастрой и самоуверенность в победе позволяет тебе расслабиться и где-то не доигрывать моменты. Потом уже приходится включаться, когда оппонент отыгрывается.
— Почему финальным матч против Японии получился, по ощущениям, простым?
— Мне кажется, свой финал мы выиграли со Швейцарией, и все всё понимали. К тому же в группе легко обыграли японцев. Выходя на песок, как и с Бразилией, я видел в глазах японцев, что они уже проиграли нам, у них они не горели. Опять же мы играли дома. После такого полуфинала, были обязаны выиграть. Другого не могло быть.
— О чём вы думали на последних секундах финального матча?
— Я стоял на замене и был готов выбегать. Конечно, меня переполняла радость. Были мысли, что неужели я стал трёхкратным чемпионом мира. Две недели назад я даже не думал, что такое может случиться, просто хотел сыграть достойно. В последние пять секунд я желал выбежать, прыгнуть до потолка. Неописуемые ощущения. Каждый раз что-то новое.
— Сейчас уже осознаёте, что вы трёхкратный чемпион?
— Да. Я уже и чемпионат России выигрывал не один раз. Хочется играть и побеждать. Теперь нужно четырёхкратным стать, почему бы и нет?
— Как вы думаете, если большие деньги придут в пляжный футбол, они испортят футболистов и вид спорта?
— Наше поколение нет, а за молодёжь я боюсь говорить. Молодёжь сейчас в топ клубах "Локомотив" и "Кристалл" получает достаточно неплохие деньги для своего возраста. Поэтому, может быть, и испортят, но не хотелось бы об этом думать. Я помню в 2007 году, когда нам нужно было лететь в Рио, то мы получили от "2К" первую экипировку. Я просунул руку в карман, а там дырка, вот такие времена были. Также, когда мы ещё с Лёней Городновым, который тоже играл за сборную, прилетали с Саратова, а следующий вылет был только ночью, том мы по 15-20 часов сидели в аэропорту и ждали команду. Нас ничем не взять (улыбается).
— Если бы была возможность что-то изменить в вашей игровой карьеры, то чтобы бы изменили?
— Меня всё устраивает. Я выиграл всё. Нужен новый турнир, чтобы на закате карьеры в нём победить (улыбается).