"Пляжному футболу необходимо сделать большой шаг в развитии"
Обстоятельное интервью трёхкратного чемпиона мира Алексея Макарова.
Первая часть интервью трехкратного чемпиона мира Алексея Макарова о любви к театру, "старой гвардии", недооценке пляжного футбола и многом другом.
— Алексей, почему мы собрались здесь на "Чистых прудах"?
— Я родился и прожил на "Чистых прудах" до 10 лет. Тут закладывался мой первый спортивный опыт, занимался хоккеем, ходил в волейбольную школу. Здесь же в первый раз начал тренироваться в футбольной школе "Спартак", куда меня отдали родители. Был полностью погружен во все спортивные мероприятия именно в этом месте.
К тому же это были ещё и 90-е, поэтому было весело и активно, особенно в центре Москвы. Часто в будние в возрасте восьми лет забегали в "Табакерку", нас уже там знали, давали стулья, чтобы мы посидели, посмотрели спектакль. Всё это и стало местом с чего начиналась моя история, поэтому мы здесь.
— Часто здесь бываете?
— Не так часто, как хотелось бы, но стараюсь бывать здесь с семьёй и друзьями. Так что рекомендую обязательно побывать на "Чистых прудах", здесь очень хорошо, особенно в выходные.
— Как вы думаете в "Табакерке" вас сейчас узнают?
— Скорей всего уже никто и не вспомнит. Тогда мы пять молодых, весёлых парней забегали в театр (улыбается). Прекрасное было время...
— Есть ли желание зайти и сказать, что помните ли вы меня, когда было восемь лет, я к вам приходил, а теперь стал трёхкратным чемпионом мира?
— Может быть (улыбается). Хочется просто сходить на спектакль, посидеть и вспомнить всё это. Давно не был уже. Возможно, кого-то знакомого встречу, гардеробщицу или буфетчицу (улыбается). А так… Уже прошло 25 лет, поэтому слишком существенный срок, чтобы кто-то вспомнил.
— Любовь к театру у вас сохранилась?
— Определенно да. Я предпочитаю маленькие залы, если большой, то на сцене должно быть что-то интересное. В целом, я бы с удовольствием ходил. Сейчас сложнее, по времени стал чуть ограниченнее, особенно начиная с апреля и заканчивая ноябрём, когда у нас активный сезон в пляжном футболе. Несмотря на это, стараюсь обязательно куда-нибудь сходить.
— Ваша культурная жизнь бьёт ключом.
— Конечно. По возможности обязательно ходим с друзьями или с семьей на концерты, в театр, на стадион, посмотреть качественный футбол, ну и, конечно, культурные вечера (улыбается).
— Кто входит в вашу компанию из ребят с пляжного футбола?
— Со всеми по возможности стараюсь видеться, ну одного я бы выделил отдельно, это Антон Шкарин (улыбается). Мы как с 2006 года заселились на учебно-тренировочном сборе в один номер, так и проживали с ним вместе до победного чемпионата мира в Москве. Думаю, историю ещё продлится, попылим (улыбается).
Мы всегда общаемся со старой гвардией, бывает совместно куда-то выходим. У всех уже есть дети и работа, поэтому видимся не так часто, как хотелось бы. С молодыми футболистами, которые перенимают опыт, тоже периодически видимся, культурно обогащаемся (улыбается).
— За 15 лет от Антона не устали?
— Нет, хотя... (улыбается). Мы нашли баланс, поэтому все хорошо.
— Кого вы видите чаще: супругу или Антона?
— В разное время года по-разному. Были сезоны, когда мы месяцами с командной путешествовали по миру, приезжали домой на два-три дня и снова в самолет.
— На какие темы вы чаще всего общались с Антоном во время чемпионата мира 2021?
— Тем для общения было очень много. Если брать пляжный футбол, то обсуждали соперников, тактику, также по игрокам думали, кто сможет принести большую пользу.
— Были ли трудные минуты во время чемпионата мира, когда было совсем тяжело?
— Если не брать в расчёт матчи, которые были почти все сложные, то после четвертьфинала с Испанией было тревожно. Это касалось того, что в полуфинале у нас не сыграют три игрока основного состава. Ну и конечно, ставшая уже легендарной, концовка матча со сборной Швейцарии.
— На групповом этапе вы были локомотивом нашей команды, старались тянуть её на себе, но потом сбавили, что произошло?
— Смотря с чьей позицией это рассматривать. Если проанализировать все игры, сыгранные мною на чемпионате мира, то они были были абсолютно равные, как по качеству, так и по содержанию. Не во всех матчах получилось забить, но это и не важно. К сожалению, как показывается практика, считается, что в футболе хороший игрок, кто много забивает. А та большая и качественная работа, которая проделывается вратарским цехом и защитниками, нивелируется.
— Изменилась ли ваша манера игры за эти годы или она остаётся такой же, как и раньше?
— Конечно изменилась, и это хорошо. Пляжный футбол меняется и делает это кардинально по сравнению с тем временем, когда пляжный футбол появился в России. Теперь пляжный футбол стал гораздо быстрее, футболисты стали тактически и технически более обученными.
— Как повлияли на вас новые правила игры? Положительно или отрицательно?
— Смена правил была постепенной, поэтому я никакого дискомфорта не почувствовал. Мне было легко подстроиться под них. Что касается последних изменений, то благодаря им скорость игры увеличилась, но на данный момент мы пока потеряли в зрелищности.
— В последнее время основным вратарём в сборный стал Станислав Кошарный, а вторым — Денис Пархоменко. Лучший вратарь 2019 года Максим Чужков вовсе потерял место в основе. Это связано с тем, что он не смог хорошо приноровиться к новым правилам?
— Это вопрос лучше адресовать главному тренеру. Он принимает решение, каких вратарей использовать на турнире и в каждом отдельном матче. Ну и если ты не попадаешь в основу, значит, стоит задуматься почему.
— Вам за последние полгода с каким из голкиперов было играть более спокойно?
— Никто не даёт расслабиться (смеётся). Всё индивидуально, бывает спокойно, а бывает непросто. Хотя одного голкипера я выделю особенно, это бронзовый призёр чемпионата мира 2019 года Павел Баженов. С ним играть играть одно удовольствие. Если он что-то делает, то делает это спокойно, красиво и уверенно (улыбается).
— Для вас не составляет труда брать роль лидера в нужный момент?
— Нет. Все опытные игроки должны это делать, что и показал чемпионат мира, в нужный момент забивали и спасали собственные ворота.
— Вы — трёхкратный чемпион мира, что чувствуете?
— Удовлетворение от проделанной работы и положительного результата, без эйфории (улыбается). Приятно слышать от болельщиков слова поддержки и благодарности за праздник, который получился в "Лужниках".
— Вас расстраивает, что уже было выиграно много титулов, показан высокий уровень пляжного футбола, но до сих пор к нему относятся пренебрежительно?
— Я считаю, в нашей стране пляжный футбол сильно недооценён в отличие от других видов спорта. Пляжный футбол дошёл до такого момента, когда ему необходимо сделать большой шаг вперёд в своём развитии. Что касается пренебрежительного отношения, то всегда найдется человек или специалист, который, не зная и не понимая вида спорта, даёт такую оценку, возникает вопрос с какой целью.
— Что нужно для этого сделать? Многие считают, что включение в олимпийскую программу.
— Включение пляжного футбола в олимпийскую программу придаст большой толчок в развитие, но этого будет недостаточно. Направлений развития очень много, как российского, так и мирового. Если говорить о российском пляжном футболе, то на данный момент Россия — лидер, как по спортивной части, так и в организации и проведении международных соревнований. Подтверждение этому — чемпионат мира 2021 года, который стал лучшим в истории.
На этой базе можно развивать пляжный футбол. Прежде всего, необходимо усиливать инфраструктуру, строить стационарные стадионы для пляжных видов спорта открытого и закрытого типа. На их базе создавать детские академии. Команды российской премьер-лиги должны создавать клубы по пляжному футболу. Например, "Краснодар", "Сочи", "Ростов", "Рубин" и т.д. Так же особое внимание необходимо уделить внимание внутреннему чемпионату и его формату. Тему развития пляжного футбола можно очень долго обсуждать, но могу сказать однозначно, что у пляжного футбола большой потенциал.
Продолжение следует.