Автор: Екатерина Бушуева

Шкарин: «Тяжело играть без страсти»

Интервью с Антоном Шкариным о самом памятном матче в карьере, кумире среди наставников и главной мечте в пляжном футболе

На минувшем InterCup капитан сборной России Антон Шкарин отпраздновал 300-й матч за национальную команду. В преддверии старта чемпионата страны  BSRussia пообщался c трёхкратным чемпионом мира и играющим тренером московского «Спартака» о том, как изменился пляжный футбол за 17 лет, что ждёт сборную России после отстранения от международных матчей, а также поделился мыслями о завершении карьеры и собственных тренерских амбициях.

— Впервые вы сыграли на чемпионате мира в 2007-м году. Домашний мундиаль стал седьмым в вашей карьере, какой из них запомнился вам больше всего? 
— Каждый чемпионат мира хорош по-своему, они ни капельки друг на друга не похожи. Самый первый в Рио был очень крутым по атмосфере, впервые тогда на пляжном футболе увидели двухъярусный стадион, полностью забитый, нескончаемые очереди болельщиков на Копакабане. Эмоций было огромное количество, мы были тогда так молоды… Еще выделю чемпионат мира в Равенне в 2011-м и домашний мундиаль, который надолго останется в воспоминаниях. Мы же только спустя много времени сможем осознать его масштаб. Сейчас еще не все чувства успели испытать: столько было эмоций, столько историй, которые останутся с нами навсегда. 

— Как за эти 17 лет изменился пляжный футбол в мире и в России? 
— Очень сильно изменился с 2005 года, он стал более атлетичным, быстрым, выросла техника и, самое главное, физическая составляющая. Если человек физически не готов, в пляжном футболе ему совершенно нечего делать. Раньше игроки большого футбола на закате своей карьеры могли прийти в пляжку в 38-40 лет. Сейчас это невозможно, так как необходимо обладать специальными навыками: подъемом мяча, передачей, ударами с различных положений, тактикой, стратегией, пониманием игры. Это совершенно другой вид спорта.


— Минувший сезон получился насыщенным: практически сразу после домашнего мундиаля команда отправилась на суперфинал Евролиги в Португалию, где мы стали пятыми. Был ли шанс у команды бороться за медали на фоне усталости и эмоций от чемпионата мира?
— Все, кто играл на серьезном уровне в футбол, понимают, что ты должен обладать хорошей техникой, скоростью, физикой, но если у тебя не будет эмоций и страсти, то все твои преимущества не помогут стать первым. В Португалии как раз и получилось, что после такого яркого мундиаля мы были опустошены. Тяжело играть без страсти. Мы же все люди, а не роботы, и не можем всегда быть на эмоциональном пике. В Португалии мы были выхолощены, опять же результат никого не удивил: в конечном итоге те команды, которые рано вылетели с чемпионата мира, заняли пьедестал. Чудес не бывает, все закономерно. 

Наверно, идея Михаила Викторовича Лихачева поехать в Португалию большинством игроков, выступивших на чемпионате мира, заключалась как раз в том, чтобы мы стряхнули с себя эмоции, получили щелчок по носу и разозлись. Тогда еще предстоял Межконтинентальный Кубок, и наш наставник хотел, чтобы мы скорее забыли чемпионат мира – и вот Португалия помогла нам это сделать (улыбается). Наше самолюбие было задето, и в Дубай мы прилетели злыми и на себя, и на результат. 

— В ноябре сборная в четвертый раз привезла главный трофей Межконтинентального кубка. В группе и в финальном матче вы дважды встречались с иранской командой, которая пропустила чемпионат мира и была одним из главных фаворитов турнира. Благодаря чему удалось превзойти иранцев?  
— Вообще все наши игры с Ираном всегда получаются яркими, зрелищными, и в них очень многое зависит от удачи. В этот раз сопернику не хватило игровой практики, в этом аспекте уступали. Одно дело – сражаться все время с топовыми командами, а другое — когда целый год приходится сидеть. Я считаю, они не вполне справедливо не получили путевку на мундиаль, у них не получилось полноценно провести отборочный турнир из-за локдауна. По факту, они команда номер один в своем регионе, так что это недостатки нашей рейтинговой системы. 


— По окончании насыщенного сезона удалось отдохнуть? Что помогает вам переключаться от пляжного футбола? 
— Так получилось, что после этого сезона, впервые за много лет, мне удалось отдохнуть. Уже не помню, когда последний раз ездил куда-то  всегда находились какие-то причины. Уже лет десять нигде не отдыхал. В этом году руководство клуба буквально заставило меня куда-то поехать, за что еще раз хочу его поблагодарить. В январе, несмотря на сложности с ковидной историей, полетел с девушкой в Тайланд. Конечно, получилось здорово. Переключиться и отдохнуть во всех смыслах этого слова. Я впервые был в этой стране и планирую туда вернуться, даже подумываю как-нибудь провести там сборы «Спартака». Если все будет хорошо, надо ехать в Тайланд: там отличный песок, климат, в январе там вообще кайф! 

— В начале апреля прошел чемпионат России по футволею. С чем связано, что вы пропустили национальное первенство? При текущей конкуренции было ли реально бороться за золото чемпионата страны?
— После Кубка Дружбы многие игроки «Спартака» и «Локомотива» простудились, заболели. Не знаю, что это был за вирус. Судя по всему, не очень серьезный, но, тем не менее, температура и симптомы ОРВИ, — поэтому посчитали, что в такое время очень опасно подвергать риску других ребят. Помимо меня, еще не удалось сыграть Раскину и Пархоменко. Наверное, в наше присутствие результаты распределились бы иначе. Однако я ничуть не хочу умалять заслуг Ильи Леонова, который на протяжении многих лет своей пляжной карьеры (хотя он же не объявлял об окончании игровой карьеры) держит высокую марку. Кстати, он ведь еще не объявил о завершении своей игровой карьеры. Интересно, когда он это сделает… (улыбается).

Я недавно наткнулся на раритетные фотографии 2006 года, где мы с Леоновым играем в Серебряном бору, — с того момента он всегда демонстрировал великолепную форму и являлся одним из самых техничных футболистов. Так что я поздравляю его с заслуженной победой на чемпионате России по футволею, он молодец! 

— На минувшем InterCup сборная России уступила ЦСКА. В послематчевом интервью вы объяснили, что у команды не получилась реализовать игру в большинстве. Сейчас удалось провести работу над ошибками?  
— По истечении времени, проанализировав ситуацию, не могу сказать, что проиграли только из-за того, что не реализовали численное большинство. Были и другие моменты: прежде всего, уверенная игра ЦСКА в обороне, которая не позволила нам забить больше, хотя мы должны были это сделать. Работу над ошибками проведем на следующих сборах, когда удастся разобрать, что мы не так сделали. Централизованные сборы очень нужны национальной команде.

 
— Матч против ЦСКА в рамках InterCup стал вашей 300-й игрой за сборную, команда, к сожалению, проиграла. В дни памятных встреч подобные неудачи часто происходят?
— Да (улыбается). Кстати, так часто бывает: когда случаются какие-либо перфомансы или значимые матчи, с точки зрения какой-либо даты, не всегда удается одержать победу. В любом случае, я и все мои коллеги по команде играли, не думая о дате, просто хотели превзойти соперника. 

— Вы рекордсмен сборной по числу проведенных игр. Какой из этих 300 матчей запомнился вам больше всего? Какой сезон стал для вас наиболее успешным? 
— Очень много матчей мне запомнилось, но, наверно, выделю самую первую игру за сборную на Кубке Европы в закрытых помещениях в 2005-м году, когда я был еще совсем юн, и свеж, и красив (смеется).

— Какой следующий юбилей в составе национальной команды вы бы хотели отметить?
— 400, конечно. Нужно выйти на эту цифру сначала, а там уж посмотрю, дотяну я до 500 или нет (смеется).

— Как на протяжении стольких лет удается поддерживать топовый уровень и противостоять конкуренции с молодыми игроками? 
— В вопросе о спортивном долголетии многое зависит от самого вида спорта, но немаловажна и то, насколько сильно желание играть дальше. Если есть цели и ты любишь свое дело, все будет хорошо. Особенности пляжного футбола: частые замены, возможность сделать паузу, если устал (все, что приближает его к хоккею) —  позволяют выдерживать с точки зрения физики. Хуже, если пропадет мотивации, тогда становится тяжело тренироваться и начинаешь уставать даже от людей — этому уже есть немало примеров. Пока у меня есть мотивация и я люблю делать то, чем занимаюсь, буду выходить и давать бой молодым ребятам. 

— Есть еще трофеи, которые вам бы хотелось завоевать в составе сборной? 
— Хотелось бы выиграть Олимпиаду, то есть, чтобы пляжный футбол попал в олимпийскую семью, —  это моя мечта. Однако, боюсь, на моем веку этого не случится, мой 500-й матч случится раньше (смеется).

— 4 мая стало известно, что BSWW присоединился к решению УЕФА об исключении всех российских клубов и сборной от участия в международных турнирах. Как восприняли эту новость лично вы? Это событие не дало повод задуматься о завершении игровой карьеры? 
— Конечно, лично для меня эта новость не стала сюрпризом, было ожидаемо, но в то же время сильно огорчило. Надежда есть, что что-то изменится, так как мы не олимпийский вид спорта, может, попозже все разрешится и BSWW все-таки пойдет нам на встречу. Опять же это не от нас зависит. Мыслей о завершении карьеры после отстранения сборной от матчей не появилось. Я завершу карьеру в тот момент, когда совсем пропадет мотивация или стану настолько слабым, что начну уступать ребятам моложе.

  
— Стоит ли, по вашему мнению, предпринимать какие-то попытки оспорить решение BSWW в СAS или это бесполезно?
— Думаю, да. Однако этот вопрос не в моей компетенции, что-то советовать или рекомендовать я не могу. Если существуют законные способы оспорить это решение, нужно обязательно к ним прибегнуть. Спортсмены и спорт должны быть вне политики. 

— В прошлом году в Москве прошел домашний мундиаль, после которого пляжный футбол в нашей стране приобрел рекордную популярность. Теперь отечественные игроки вынуждены пропустить как минимум один сезон на международной арене. Как эта ситуация повлияет на развитие пляжного футбола в России? 
— Ничего хорошего не принесет это пляжному футболу особенно на фоне успеха прошлого сезона. Нам будет сложно продолжать, сборную никто не будет показывать и немного забудут. Однако нужно стараться напоминать о себе, может, организовать турниры с дружественными странами, съездить в Китай или ОАЭ — они более или менее лояльны к нам, судя по всему. В крайнем случае, хотя бы просто проводить сборы национальной команды, они совершенно точно нужны!

Также переживаю за нашего наставника Михаила Викторовича Лихачева: как он будет без игровой практики… Очень сложно сидеть целый день сезон без игр, а не все понимают, что и тренеру тоже необходимо быть в форме. 

— Как скажется на игроках сборной отсутствие международных матчей? 
— Очень негативно. В этом году мы уже потеряли много сборов и товарищеских матчей, которые раньше бывали. Что будет дальше — даже не хочется предполагать. Скорее бы эта ситуация разрешилась.  

— Поговорим о вашей тренерской карьере. С октября 2020 года вы стали главным тренером «Спартака» и продолжили свою блестящую карьеру в сборной. Как удается сочетать эти роли?
— Пока удается неплохо, на все хватает сил. Мне нравится. Особенна интересна роль играющего тренера, она полезна для профессионального развития наставника команды. Очень много в этой роли плюсов, но есть и минусы. Прежде всего, сложно контролировать ход встречи, находясь в двух ролях, тяжело менять что-то. Зато, когда мы проводим сборы я понимаю, в какие моменты лучше прибавить нагрузку, а когда наоборот отпустить команду, поменять настроение. 

У меня есть хороший пример, Илья Леонов, который был играющим тренером в «Локомотиве» и выступал за сборную —  у него очень хорошо получалось. Многое зависит от команды и самих футболистов: нужно, чтобы они относились к этому с пониманием и помогали тренеру. Иногда физически сложно какие-то упражнения на тренировках одновременно выполнять и объяснять.

 
— Кто из наставников являлся или является для вас примером? 
— Конечно же, мой пример и человек, на которого я равняюсь, – это Михаил Викторович Лихачев. У него я многому научился и продолжаю это делать.  В основе всех успехов, которые вы видите у меня в «Спартаке», тренерская философия Михаила Лихачева. Самое лучшее беру у него и что-то стараюсь добавить от себя. 

— В качестве игрока вы завоевали все возможные титулы. Чего бы хотелось добиться в тренерской карьере?
— В тренерской карьере хотел бы добиться побед таких же, как в игровой карьере. Это две разные истории, не знаю, насколько у меня получится. Игроком быть сложно, но тренером еще сложнее.

Хочу, чтобы когда-нибудь кто-то сказал обо мне, то, как я говорю и думаю о Михаиле Викторовиче.  

— В декабре 2020 года «Спартак» объявил о курсе на обновление и попрощался со многими ключевыми игроками. Новый курс развития оправдал себя?
— Наверное, уже оправдал, но хочется, чтобы та молодежь, которая сейчас есть, в дальнейшем проявила себя еще ярче. Пока у них неплохо все складывается, самое главное, что эти футболисты каждый год прибавляют. Есть поступательное движение в развитии игроков, и это меня сильно радует. Хочу, чтобы они росли, развивались еще быстрее и попытались войти в расширенный список сборной. 

— Текущий сезон команда начала с победы на Кубке Дружбы. Кто из футболистов особенно порадовал по ходу этого турнира? 
— Если бы даже и был такой человек, не стал бы говорить. Порадовала командная игра, которую мы показали на этом турнире. Многие матчи мы дожимали в концовке, благодаря командному духу превосходили соперника — это именно то, что я прививаю своим игрокам футболистам, хочу, чтобы они всегда были единым коллективом и никто не играл по отдельности.  

— В преддверии InterCup «Спартак» обыграл сборную России в товарищеском матче. Почему команда не приняла участие в турнире в Санкт-Петербурге?
— Во-первых, как я тренер изначально я не закладывал этот турнир в качестве подготовительного для чемпионата России. В этом смысле у нас были планы именно на Кубок Дружбы, но ранее предполагалось, что он будет несколько иным по составу. В нем должны были сыграть более мастеровитые команды. Далее ставку сделали на тех игроков, которые окажутся в сборной, планировал, что это будет три-четыре человека. 


— Через три недели стартует чемпионат России. Планируется ли усиление команду в преддверии турнира? Подключаются ли в настоящее время игроки «Академии» к тренировкам основного состава? 
— Пока что усилились Спартаком Федоровым, который приехал из Крыма неделю назад в хорошей форме, видно, что он тренировался самостоятельно. Физически он выглядит очень неплохо, остальному научим. Двое-трое футболистов «Академии» всегда тренируются у нас, хотелось бы, чтобы их было больше. У них не всегда это получается, потому что кто-то учится, кто-то работает в это время по утрам.  

— 6 мая стало известно, что голкипер «Спартака» Александр Емельянов проведет сезон в «Локомотиве». С чем связано это решение? Кто займет его место? 
— Александру нужно получить игровую практику, а при текущем составе в «Спартаке» он не имел бы возможность выходить на площадку в каждом матче. В «Локомотиве» случилась неприятность с травмой Максима Долгополова, и команда в экстренном порядке искала вратаря. Мы подумали, что было бы здорово Александру поиграть в «Локомотиве», и он сам оказался не против. Я желаю ему успехов, пусть у него все получится. Буду следить за ним – он хороший парень и хороший вратарь. 

— В феврале на просмотре в «Спартаке» было несколько молодых игроков. Почему остановились на кандидатуре Спартака Федорова? 
— Спартак Федоров, на мой взгляд, перспективный футболист, у него может сложиться отличная карьера. У династии Федоровых вообще очень много самобытного, что меня очень подкупает. Я буду всячески помогать своим игрокам и стараться, чтобы у них все получилось.  

— Какие планы у «Спартака» на ближайшее время? Чуть больше двух недель остается до чемпионата России. Как сейчас готовится команда к национальному первенству? 
— Мы сейчас получаем серьезные нагрузки, стараемся заложить базу, которая позволит выступать на первом этапе. 14 мая нам предстоит товарищеская игра с «Локомотивом», 21 мая запланирована встреча с ЦСКА. Ребята будут играть под нагрузкой, посмотрим, как они будут выглядеть в этом состоянии. Как для наставника для меня очень важно, чтобы в таком тренировочном режиме никто из футболистов не получил травму.


— Какую задачу минимум вы ставите перед своими игроками на предстоящий чемпионат страны?
— Задачи должно ставить руководство перед тренером и игроками. Лично я хочу, чтобы прогресс, который был в прошлые два года, продолжился, чтобы футболисты развивались. Если они с этим справятся, то и результат не заставит себя ждать. Дай Бог, получится занять место выше, чем в прошлом году.
  

Источник: BSRussia.com