Белякова: «Работаю и стараюсь показать себя»
Интервью новичка сборной России перед товарищескими матчами на сборе в Минске.
Валерия Белякова проводит необычайно яркий сезон. Став одним из главных бомбардиров «Звезды» на Всероссийских соревнованиях среди женских команд в Королёве, она продолжила успешно выступать на городских турнирах и в PARI Чемпионате России, чем и обратила на себя внимание тренерского штаба национальной команды. Корреспондент BSRussia пообщался с Валерией о её первых впечатлениях от нахождения в сборной, эмоциях после проигранного финала и многом другом.
— Успели ли вы понять требования главного тренера сборной и его футбол, который он хочет видеть в сборной?
— Если сравнивать Ивана Сергеевича и Илью Юрьевича, то они в чем-то схожи, но при этом всё равно очень разные тренеры. Отличаются требования. В клубе требуют больше командной игры, перестроений. В сборной больше поощряется импровизация, больше доверия к решению самого футболиста. Игра в сборной тоже строится строго снизу вверх, но, как мне кажется, в атаке больше импровизации, то есть можно действовать не строго по каким-то критериям.
Илья Юрьевич мне сказал — быть собой, что означает не озираться на разные тактики, а просто играть. Но не забывать, что ты в команде. Я пока еще не все поняла, стараюсь соединять его личные требования, которые касаются меня, и его командные требования. И стараюсь, конечно, их выполнять.
— Какая-то личная беседа с Ильёй Юрьевичем была?
— Это было перед первой тренировкой, когда мы ехали в автобусе. Он меня позвал и сказал, что понимает, какой на меня сейчас давление, то что вокруг опытные игроки, а новеньких мало. Он пожелал мне. чтобы я не паниковала и не волновалась. Забыла вообще про всё и просто показала себя. Он сказал, чтобы я была собой и показала всё, что могу. Я стараюсь. Больше пока бесед не было, но я надеюсь, что после игр мне удастся с ним поговорить и понять над чем мне нужно работать дальше, чтобы не поставить на себе крест в плане сборной в этом сезоне и вообще.
— В сборной четыре новичка. Вы как-то держитесь вместе или больше по клубному принципу?
— За ручки не ходим (улыбается). Но бывает, что вместе поиграем в Uno, посмотрим фильм, отдохнём. Но для меня здесь даже больше не сборы. Есть такой личный настрой, что это соревнование, но конкретно для меня. Есть моя планка, которую я не хочу подгонять под всех. Меня могут позвать прогуляться, мы вместе пройдёмся, но нет такого, чтобы вместе постоянно держались на тренировках. Я сама ставлю себе планки и иду с ними. А если они готовы, то идут со мной. А так — каждый сам. Если хотят провести какой-то командное мероприятие, то, естественно, всех зовут. Аня Чернякова или Аня Акылбаева понимают, что мы — новенькие и ничего не знаем. Поэтому иногда заводилами являются не новенькие а «старички». А мы просто ждём.
— «Старички» как «деды» себя не ведут?
— Я бы так не сказала. Они — позитивные, энергичные люди. Да и сколько им лет, чтобы они были «старичками»? Нет, всё нормально.
— Что бы вы хотели получить от этих сборов?
— Я бы хотела получить колоссальный опыт от происходящего. Когда мы только приехали, то пошли с Аней Акылбаевой в тренажёрный зал, чтобы встряхнуть мышцы. Я не хотела отдыхать, понимала, что у нас был финал и такой счёт. Так что нужно работать. Аня мне сказала, что наши матчи будут транслировать по ТВ, что матчи будут на рейтинг. У меня глаза на лоб полезли, и я не знала что делать. Дар речи потеряла секунд на 15. Со сборов мне надо вынести то, что это — повышение какой-то твоей личной зоны ответственности. Ты должен понимать, какую футболку ты надеваешь и честь чего защищаешь. Тогда в иных соревнованиях будешь чувствовать себя намного комфортнее.
Ну и, конечно, как можно больше тактических и технических действий и футбольных мыслей от Ильи Юрьевича, которые мне помогут в дальнейшем играть не только в сборной. Даже обычный сбор — это огромный опыт со сборной России, который мне, надеюсь, удастся получить и сложить себе в копилку.
— Удалось уже «отпустить» финальный матч чемпионата?
— Когда говоришь о чём-то, что тебе очень дорого, то всегда в голове параллельно что-то проскакивает, какие-то флэш-бэки, воспоминания. Сейчас меня трогает именно тот момент, когда мы проиграли, пошли на награждение, дошли до сцены, надо было уже подниматься. Там была Ирина Валерьевна Посиренина, она на мне остановилась. А я до этого очень сильно плакала, никак не могла успокоиться, но перед награждением хотела улыбнуться и просто выйти с довольным лицом. И тут меня прорвало опять. Мы стояли с ней, наверное, минуты три, она меня обнимала и говорила, что мы всё равно лучшие. Мне это запомнилось тем, что я не просила меня жалеть. И я ей сказала, что через год она меня будет награждать другой медалью.
Этот момент в голове меня до сих пор иногда накрывает в том плане, что если ты сидишь и ничего не делаешь, то вспоминаешь этот эпизод и идёшь работать. У нас в отеле шикарные условия, кровати такие, что с них невозможно встать после одного будильника. Я ставлю себе три. Моя соседка Глафира Бажанова уже кричит на меня и злится, а я просто не могу встать. Но вспоминаю тот момент и поднимаюсь, иду в тренажёрный зал, разминаюсь и готовлюсь к основной тренировке.
— Какие у вас первые впечатления от нахождения в сборной России?
— Это был огромный плюс, что меня пригласили в сборную России. За день до вызова в национальную команду у нас был финал PARI Чемпионата России 2022, который мы проиграли «Кристаллу» (1:5). Вылет в Минск и УТС поспособствовали быстрому переключению и настрою на новые цели и задачи. В первые часы было очень тяжело и волнительно осознавать, что на мне футболка сборной России. Первая тренировка прошла хорошо. По оценкам тренерского штаба и девчонок со «Звезды» нам сказали, что мы не выпадаем. Я уже работаю и стараюсь показать себя. Илья Юрьевич Леонов сказал мне, чтобы я была собой. Теперь работаю над тем, чтобы оставить всё волнение позади и осознать, что теперь являюсь членом национальной команды и буду выступать за неё уже на предстоящих товарищеских матчах.
— Как долго отходили от переживаний после проигранного финала PARI Чемпионата России 2022?
— У меня такого никогда не было. Было очень плохо, что аж понадобилась помощь доктора. Наверное, на меня повлияло осознание того, что идёт небольшое, но глупое сравнение. Лично я работала год, чтобы сыграть 36 минут. Это как? 365 дней готовиться, чтобы сыграть 36 минут. Из-за этого у меня случился нервный срыв. Я готова была отдать всё, но по решениям тренерского штаба я выходила мало. Это была тактика и их решение, я не могу его оспаривать. Мне было тяжело это всё осознать. В матчах против «Кристалла» я уже «стреляла», но в финале за отведённое время у меня не вышло. Сейчас уже поспокойнее, но в памяти всё осталось.
Стараюсь это воспринять, как хороший опыт, ведь это был мой первый чемпионат России, моя первая медаль чемпионата России по пляжному футболу. С большого футбола у меня уже есть. Также успела многое понять, осознать, и вынести, чтобы дальше работать. Это не первый и не последний мой чемпионат России. Ещё будет много игр, если зациклюсь на прошлом, то могу плохо себя показать в Минске. Если смотреть на чашу весов, то иногда сборная России даже чуть важнее, ведь это другой уровень. В целом мне уже лучше. Перестройка внутри меня сработала.
— Обсуждали с футболистками «Кристалла» в сборной финал PARI Чемпионата России 2022?
— Я не злюсь на «Кристалл», у меня нет никакого негатива к девчонкам. Оранжевые нас обыграли и переиграли. Я могу со всеми спокойно обсудить этот матч. Мы разговаривали на эту тему с Яной Зубиловой, Викторией Силиной и Вероникой Хуторной. Это были просто рассуждения на спокойной ноте. Мне кажется, что некоторые люди могут понять и осознать, что здесь они — одна команда, некоторые ещё не готовы и не перестроились. Всё зависит от человека, кто-то умеет проигрывать достойно, а кто-то просто злится и не может осознать всё до конца. Но результат игры уже не изменить. Нужно идти дальше.