Долгополов: «Первое приглашение в «Локо» расценил как шутку»
Вратарь сборной России — о попадании в пляжный футбол, переходе в «Локомотив», задачах в национальной команде и путешествиях.
С Максимом Долгополовым нам удалось побеседовать аккурат перед стартовым матчем сборной России на турнире «Весенний Петербург». Вратарь железнодорожников снова был вызван в национальную команду, хотя в 2023 году пропустил несколько УТС и турниров. В интервью BSRussia Максим рассказал, какие задачи ставит перед собой в тренировочном процессе и вспомнил, как начиналась его карьера в пляжном футболе.
— Максим, в 2023 году вы не всегда вызывались в сборную России. Чего вам пока не хватает для постоянного места в национальной команде?
— Должна быть более уверенная игра за «Локомотив». У нас были не столь выразительные результаты, а тренерский штаб в том числе обращает внимание и на это. Прошлый сезон получился смазанным: лихорадило как в чемпионате, так и в кубке страны. «Локомотив» не должен себе такого позволять. Скрасили, конечно, впечатление перед отпуском благодаря победе на Московском международном кубке, но этого мало.
Не раз уже говорил, что в России есть из кого выбрать вратарей для сборной России. Нужно постоянно каждый день доказывать свою состоятельность, чтобы облегчить задачу тренерскому штабу (улыбается). Что касается именно личных качеств, то мне, как ни странно, нужно прибавлять в игре в воротах. Здесь я стараюсь строго с себя спрашивать. При анализе прошедших игр или сборов всегда больше уделяю внимания этому моменту. Михаил Викторович мне всегда говорит, что, в первую очередь, я вратарь, а дальше уже всё остальное.
— Как строится общение в сборной России между вами и тренерским штабом? Что говорят Михаил Викторович Лихачёв и Андрей Николаевич Бухлицкий, когда вызывают или не вызывают на сборы?
— Наверное, именно полноценных длинных разговоров у нас нет. Если вызвали, то значит всё хорошо. Если нет, то ты сам должен понимать, что сделал неправильно. Единственное, по окончанию учебно-тренировочного сбора тренеры всё анализируют и беседа между нами происходит. Нам высказывают пожелания и предпочтения, которые присутствуют в твоей игре. Можно сказать, ты заканчиваешь сбор с определённой информацией, которую потом в идеале должен переварить и в дальнейшем изменить те моменты, которые требуют шлифовки.
Как правило, после сбора общаюсь больше с Михаилом Викторовичем, а по ходу тренировочного процесса уже всю информацию в основном получаем от Андрея Николаевича. Он подсказывает на площадке, в каких-то паузах между упражнениями. Находим вместе общие точки соприкосновения по различным игровым ситуациям, где и как надо было действовать. После тренировки в какой-то лёгкой форме мы тоже проводим обсуждение по некоторым моментам.
— Какие задачи в этот раз вы поставили перед собой на этом апрельском сборе? Всё ли удалось выполнить?
— Мне хотелось заново прочувствовать атмосферу сборной России. Тренировочные процесс здесь и тренировочный процесс в клубе — абсолютно разные ощущения. В сборной совсем другое эмоциональное состояние: здесь живешь футболом немного иначе, чем в клубе.
В «Локомотиве» процесс растянут на весь сезон. У тебя бывают моменты психологического спада, какой-то опустошенности, а в национальной команде ты неделю прибываешь, как будто в профессиональной эйфории. Это такое внутреннее чувство, которое тяжело объяснить. Возможно, это происходит из-за того, что мы не так часто встречаемся в сборной и хочется за короткий срок реализовать по-максимуму свои амбиции.
Также у меня была задача добавить в физическом состоянии и нынешние тренировки в этом плане пошли мне на пользу. Ну и сложно говорить о ещё каких-то целях, потому что самый важный этап начинается 17 апреля, когда мы стартуем в турнире. Итоговый анализ будет зависеть от матчей, в которых нужно себя проявить. Закончим выступление — можно будет сделать выводы. Ключевая оценка нашего сбора — результат, а на «Весеннем Петербурге» нужна, естественно, только победа.
— Вы, как наверное и все вратари, приходили в пляжный футбол из большого. К чему дольше всего привыкали на песке в первом сезоне?
— Хороший вопрос. Думаю, что бесили в первое время непредсказуемые отскоки от песка. К этому действительно долго приходилось привыкать. Особенно это касается безобидных штрафных ударов с дальних дистанций, который доставляли много хлопот. Ещё раздражала огромная интенсивность в пляжном футболе, где вратарь ни на секунду не может отключаться. В этом плане с большим футболом и футзалом разница огромная. Для меня это было в новинку, когда я оказался в «Крыльях Советов», куда я пришёл не в очень хорошей физической форме. Первое время очень тяжело привыкал и набирал необходимые кондиции. А так я очень быстро полюбил этот вид спорта.
— В первое время был голкипер в пляжном футболе, на которого вы ориентировались и обращали много внимания на его игру?
— В начале карьеры много следил за Максимом Чужковым, моим земляком. В 2018 году он был в «Кристалле», выступал за сборную и действительно удивлял своими действиями. Если брать вратарей не из России, то нравилось, как ведёт и контролирует игру швейцарец Элиотт Монод. По физической готовности на тот момент очень нравился португалец Андраде. Вот у этой тройки вратарей я старался что-то перенимать и интегрировать в свой футбол.
— Что удивляло в игре Максима Чужкова?
— Сбалансированная и уверенная игра ногами. В нужные моменты он всегда ярко и надёжно действовал в воротах. В 2017 году я впервые посмотрел пляжный футбол вживую. Это был Суперфинал чемпионата в Саратове, где «Локомотив» играл против «Кристалла». Железнодорожники стали чемпионами, а я после тех матчей впервые задумался о переходе в пляжку. Я по-настоящему загорелся и именно игра Макса во многом повлияла на моё желание.
— У вас есть какой-то универсальный совет вратарям, которые хотят попробовать себя в пляжном футболе?
— Да, дам единственный совет. Нужно постоянно работать над собой, даже сверх нормы. И постоянно анализировать свои действия и игру других вратарей, которые находятся в отдельно взятый период времени лучшими в своём деле. Я знаю очень много молодых ребят, которые хорошо выглядят в большом футболе или на паркете, но приходят в пляжный и сталкиваются с определёнными трудностями. Им просто не хватает терпения.
На первом этапе всегда будет непросто, это абсолютно другой вид спорта. Что-то постоянно будет складываться не так, как вы думали изначально. Многие не могут это осознать и перебороть. Нужно работать, работать и ёще раз работать и только тогда всё будет хорошо. Но многие после неудачного опыта вешают нос и уходят с концами.
— У вас на первых порах таких мыслей не было?
— В том то и дело, что как раз были. И дело даже не в тренировках, а касается самих игр. Вспоминаю первый сезон за «Крылья Советов» и сейчас спустя время вообще не понимаю, как мне в итоге повезло в первый же год попасть и закрепиться в клубе Суперлиги. Видимо, сошлись звёзды и помог ряд причин. Точно сказалась нестабильная ситуация в клубе с игроками, потому что была очень серьёзная ротация в составе.
2017 и 2018 год — это абсолютно два разных коллектива. Классный для меня опыт оказался, было действительно тяжело и физически, и психологически. Были и взлёты, и серьёзные падения, где приходили разные мысли по поводу пляжного футбола. Такие непростые времена нужно было преодолеть, где-то закрыть рот, терпеть и продолжать работать.
— Как вы в 2018 году попали в «Крылья Советов»?
— Я бегал в футзал, была у меня страничка в карьере в клубе «Газпром Трансгаз», где я работал и играл. Могу сказать, что попадание в «Крылья» произошло из-за футбольной Самары. В этом городе это отдельная маленькая семья, где все игроки друг друга хоть немного, но знают. В «Крыльях» в то время была активная перестройка и была возможность пройти просмотр практически на любую позицию. После одного из товарищеских матчей мне поступил звонок от Евгения Владимировича Сысоева с предложением приехать на сборы в Санкт-Петербург перед турниром InterCup. Мы приехали за две недели до начала, познакомились с командой, потому что с прошлого сезона в тот момент остался только Артём Пиняев и тренер Бруно Жермано. Затем удалось очень неплохо выступить на турнире, взяли бронзу, после чего Евгений Васильевич Храмов объявил мне, что я остаюсь.
— В Самаре пляжный футбол любят, это общеизвестный факт. Узнают ли игроков на улицах?
— Скорее нет, но я помню один очень забавный случай. Был этап чемпионата в Самаре в 2018. Мы играем против «Локомотива». На трибунах аншлаг. Мы выигрываем 4:3, и я после матча иду со своей будущей женой Анастасией к парковке. Там рядом остановка и болельщики ждут автобуса. Стоит маленький мальчик с бабушкой, видит меня в экипировке и подбегает ко мне со словами: «А вы из «Крыльев Советов», можно с вами сфотографироваться»? Я ответил, что конечно можно, но когда сказал, что я из пляжных «Крыльев», мальчик просто махнул рукой и вернулся обратно к бабушке (смеётся).
Конечно, Самара — это футбольный город, но всё-таки популярность игроков из пляжки не настолько мощная, чтобы нас узнавали постоянно и везде. Только те люди, кто связаны со спортом, могли обратить внимание где-то на улице, но не более того.
— Вы сейчас живёте в Москве. Что бы вы забрали из Самары, чего нет в столице?
— Тёплую, душевную атмосферу и семью. У меня всегда незабываемые эмоции и впечатления, когда я приезжаю домой, встречаюсь с родственниками и друзьями. Этого действительно мне не хватает в Москве, но тут уж ничего не поделаешь.
— Давайте вспомним переход из «Крыльев Советов» в «Локомотив». Как он состоялся?
— Это тоже из разряда некой фантастики и отдельная история. Осенью 2018 года в городе образовался мини-футбольный клуб «Динамо-Самара». Там стал работать Роман Владимирович Путинцев, который уже на тот момент был тренером вратарей в «Локомотиве». А так как я люблю все разновидности футбола, то с удовольствием пошёл на стадион. Всё-таки мини-футбольная Суперлига — событие для города, интересно посмотреть. Мы встречаемся в холле арены с Романом Владимировичем, с которым, на тот момент, мы только пожимали руки на играх пляжного футбола, но никогда не общались. Он вскользь задал мне вопрос, как я смотрю на то, чтобы перейти в московский «Локомотив». Я просто улыбнулся и принял это за какую-то шутку. Разговор наш на этом и закончился, так как Роман Владимирович спешил и бросил напоследок фразу: «Если что — мы наберём, жди».
Особо эту информацию я не воспринял и точно не стал быстро собирать вещи для переезда. Наступила весна. У меня был выезд по первой мини-футбольной лиге в Пермь. Лежу в отеле после финального матча. На часах по местному времени где-то два ночи. Поступает звонок с незнакомого номера. У меня проскакивает мысль, что брать трубку не имеет смысла, ведь кто может в такое позднее время звонить? Но мой одноклубник, с которым мы жили в гостинице, быстро убедил меня ответить. Это как раз и звонил Роман Владимирович. «Возвращаюсь к нашему осеннему разговору с тобой, пойдешь к нам в «Локо»?», — такие были его первые слова. Самое интересное, что незадолго до этого железнодорожники подписали Михаила Августова. Также в команде был ещё Максим Роговский.
У меня были сомнения, тем более уже на следующий день я вечером должен был вылетать на сбор в Москву с «Крыльями Советов». Спрашивал себя, для чего мне переезжать в Москву, ведь можно было легко оказаться третьим вратарём и сидеть на трибуне. Всё-таки в самарском клубе я получал много игрового времени и получал от этого удовольствие. В общем, нужно было быстро всё взвесить и принимать решение. В первый момент был ближе к тому, чтобы отказаться от предложения, хотя все знакомые, друзья, будущая супруга твердили, что таких вариантов может больше и не быть. Очень сильно подкупили и успокоили слова Романа Путинцева, который понял моё беспокойство и обозначил, что будет честная конкуренция и если я ёё выигрываю, то буду точно играть. Я это услышал и стало гораздо проще всё для себя решить. Я согласился, а так как никаких обязательств перед «Крыльями» у меня не было, то я уже вечером доехал в Самаре до президента клуба, всё объяснил и мы друг друга поблагодарили за совместную работу.
— Это был тот самый этап в жизни, когда вы полностью сосредоточились уже именно на пляжном футболе?
— Да, всё так. Я за первый год в самарском клубе влюбился в этот вид спорта. После того, как я перестал играть в большой футбол, возникла небольшая пауза и, честно говоря, стало скучновато. Ты с детства занимаешься, играешь, находишься в коллективе, ездишь на сборы. То есть ты всем этим живёшь. Когда это закончилось, то накатила грусть и депрессия. Я поймал себя на мысли, что ничего, кроме футбола, мне не приносит такого же удовольствия.
Наверное, я чуть-чуть проголодался за этот период и тут появились «Крылья Советов», где все эмоции вернулись сполна. После перехода в «Локо» я ещё не до конца порвал с мини-футболом, успевал приезжать после сезона и где-то с ноября 2-3 месяца играл на паркете, руководство железнодорожников было не против. Но продолжалось это лишь одно межсезонье, после чего принял для себя окончательное решение уделять время только пляжному футболу.
— Хотелось немножко затронуть тему путешествий. Знаю, что это одно из ваших хобби. Зимой вы много времени проводите в других странах. Где больше всего понравилось?
— Не скажу, что я прямо заядлый путешественник. Больше тут моя жена пытается сподвигнуть на различные поездки. Так получилось, что второй год подряд провожу свой отпуск во Вьетнаме, причём мы живём там порядка двух месяцев. Пока именно это место мне больше всего запомнилась, но Азия прекрасна тем, что за счёт коротких расстояний ты можешь быстро и легко курсировать между городами и странами, открывать новые края и горизонты. С учётом времени, которое я там провёл, мне удалось хорошо увидеть, понять, как живут местные жители. Для этого недостаточно одной-двух недель с проживанием в отеле в формате «всё включено». Это классный опыт, который запомнится мне надолго. Я встретил много хороших людей, с кем продолжаю держать связь, общаться. Это касается и вьетнамцев, и русских людей, которые давно живут там.
— Где ещё хотели бы побывать?
— Если всё перечислять, то интервью затянется надолго (улыбается). Поставлю на первое место Бразилию. Причём я бы совместил свой отпуск там с игрой за какой-то клуб в пляжном футболе. Не хочется просто прогуливаться и ничего не делать, серьёзная активность спортивная тоже не помешает. У меня остались хорошие отношения с теми бразильцами, кто играл за «Крылья Советов» и «Локомотив». Ребята пишут, много рассказывают про жизнь в Бразилии, зовут в гости и это тоже подкупает. Второе место отдам Италии. В первую очередь, из-за местной кухни, от которой я фанатею. Конечно, из-за архитектуры тоже, очень многое хочется там посмотреть. Ну и в целом, по возможности, хотелось бы посещать много разных стран, общаться с людьми, узнавать культуру, побывать в исторических местах.
— С кем, кстати, из бразильских игроков вы больше всего сдружились?
— Когда играл в Самаре, то очень хорошо общались с Паулиньо. Много проводили с ним времени. У моей супруги лучшая подруга хорошо говорит по-португальски. Мы часто вечером гуляли в общей компании и разговаривали без какого-то языкового барьера, что было просто потрясающе. Если брать времена в «Локомотиве», то назову уже нашего обрусевшего ветеранчика Брендо. Мы его уже и не считаем за легионера. Ещё назову Фелипе, потрясающий футболист и человек, профессионал своего дела. Очень хотелось с ним снова играть вместе и, насколько я знаю, в этом сезоне он тоже с нами.
— Впереди новый сезон. Что от него ждёте?
— Пока глобально не задумывался на эту тему. Конечно, хочется победить во всех турнирах. Время покажет, как всё сложится. Главное — постоянно работать над собой и следовать чёткой дисциплине. На данный момент, все мысли о выступлении в «Весеннем Петербурге».