Котенев: «Мы постараемся заставить бояться нас»
Футболист «Спартак» — о чемпионате России, личных переживаниях, Антоне Шкарине как игроке и доверии руководства к молодым футболистам.
Спустя неделю после окончания PARI Чемпионата России по пляжному футболу, лучший российский бомбардир соревнований Андрей Котенев, забивший 20 мячей в регулярном турнире и в финальном, подвёл итоги Суперфинала, в котором его команде не хватило буквально незримого момента, чтобы сразиться в финале с будущим чемпионом.
Также футболист рассказал, почему он видит идею Антона Шкарина привлекательной для будущего спартаковского футбола и отметил, что именно его удар с разворота мог стать решающим в полуфинальном противостоянии с железнодорожниками.
— Андрей, «Спартак» радовал болельщиков, экспертов яркой игрой на протяжении регулярного турнира. Временами огорчал, а насколько у вас получилось реализовать всё, что вы задумали показать в Суперфинале?
— Получилось далеко не всё. Слукавлю, если скажу, что мы не рассчитывали на победу в полуфинале. На матч выходили с мыслями выигрывать. Могу честно сказать: и у меня, и у руководства к ребятам нет никаких вопросов. Все выходили и выкладывались на 100 процентов. Считаю, что в этом году «Спартак» поднялся на пару ступеней выше — в плане опыта и мастерства. Если продолжим работать в таком ключе, то в следующем сезоне мы покажем совсем другой уровень.
— У «Спартака» нет солидных бюджетов и возможности для привлечения легионеров, как это происходит у некоторых других клубов, да и исходя из выбранной ранее концепции. Команда идёт своим путём. Откуда черпаете мотивацию, что заставляет идти вперёд, ведь тяжело бороться с тем же «Кристаллом» без тяжёлой артиллерии?
— На самом деле, легионеров мы бы могли себе позволить, но руководство решило, что молодые ребята уже набрались опыта и готовы отыграть полуфинал самостоятельно. Плюс это был элемент поощрения их за старания. Об этом нам говорили ещё в раздевалке, что мол молодёжь растёт, становится более опытной, и, конечно, заслуживает шанса проявить себя. В матчах с «Локомотивом» и ЦСКА ребята показали, что могут достойны играть на одном уровне с топ-командами. Да, где-то не хватило опыта и не удалось довести дело до победы, особенно в матче с «Локомотивом», где мы пропустили из-за детских ошибок два мяча, которые не позволили нам пройти в финал. А вообще, играя с такими молодыми ребятами, мы смогли дать отличный бой железнодорожникам с их легионерами. Тоже могу сказать и о матче против ЦСКА. Все до конца верили, что мы можем победить, но что-то не срослось.
— В твоём голосе слышны нотки расстройства до сих пор, хотя прошло уже несколько дней после Суперфинала. Это связано с вашим результатом или с тем, что тебе лично не удалось помочь команде дойти до медали?
— Конечно, я расстроен, что мы не смогли довести чемпионат до логичного завершения, хотя у меня и получилось оформить два хет-трика в двух матчах, но… В ключевые моменты я не смог забить «Локомотиву», хотя были возможности для этого. При счёте 4:3 мы могли забивать пятый, и тогда бы уже точно смогли довести до победы. Я, как ветеран команды, очень переживаю за этот результат. Самое обидное для меня, что не смог забить в нужный момент, и тут двойная ответственность также на мне.
— Ты растешь как футболист. Ещё недавно был в «Росиче», потом сборная, чемпионат мира, Межконтинентальный кубок. Наверное, ты лучше всех понимаешь, что мог бы улучшить и в каких-то аспектах своей игры. Как считаешь?
— Хочется побольше уверенности на площадке. Хотя я и забил больше всех из российских игроков в PARI Чемпионате России, но всё это благодаря команде. Поэтому есть куда расти.
— Кто формирует хорошее настроение и атмосферу в раздевалке?
— Антон Павлович (Шкарин. Тренер команды — Прим BSRussia). Он, как игрок и как тренер, делает всё, чтобы парни чувствовали себя уверенно. Но хочу также отметить, что и весь коллектив показывает себя с лучшей стороны, каждый поддерживает друг друга. Даже после поражений никто не ищет виноватого. Мы стараемся поддержать друг друга. Поэтому раздевалка — общая заслуга. Каждый вносит вклад в общее дело.
— Антон Павлович, он всегда Антон Павлович или на площадке он — Антон?
— Нет, не всегда! Часто он Антон или Антоха. Мало кто в команде обращается к нему по отчеству. Он себя позиционирует как игрок, в первую очередь. Где-то это и хорошо, и плохо, но то, что он делает, мне очень нравится. И вы спрашивали, что меня толкает вперёд сражаться с «Локомотивом» и «Кристаллом» — философия Антона, в которую я лично очень верю. Она мне очень близка. Уверен, что в будущем именно это нам и поможет играть на равных с вышеупомянутыми командами. Мы постараемся заставить бояться нас.
— В чем заключается философия Антона?
— Воспитание молодых ребят. Он даёт им шанс и не бросается на возможность подписать легионера. Он всегда верит до конца в каждого из нас. Старается наладить игру и привить её нам. Это человек, который верит в свой коллектив. Не удивлюсь, если и на Кубок мы поедем в том же составе. В Москве мы уже постараемся отыграть всё, что не смогли сделать в Суперфинале и, конечно, показать нашим болельщикам и всем вокруг, что мы — боеспособная команда.
— Во время игры Антон Павлович больше тренер или игрок?
— Игрок. Когда он меняется, то никогда не садиться на лавку и начинает что-то подсказывать уже как тренер, но, тем не менее, на матче больше футболист, а тренер Игорь Валерьевич (Оленин — Прим. BSRussia), а Антон… Он игрок, он весь в том, что происходит на площадке.
— Как думаешь, когда Антон наиграется?
— Последние два годы мы очень много выходим вместе на песок, и я настолько получаю удовольствие от его игры, спокойствия и видения, что, надеюсь, он ещё не один год будет радовать нас.
— Какие главные итоги вынесешь из PARI Чемпионата России?
— Главное, мы не стоим на месте и растём. Да, мы и в том году были четвертые и в этом, но если в прошлом году мы проиграли всё по делу, то в этом году мы дали очень серьезный бой. Мы вышли в полуфинал и почти победили. Главное, сохранять этот настрой, и тогда в следующем сезоне мы покажем всё, на что способны, а сначала постараемся на Кубке пошуметь.
— В концовке матча с «Локомотивом» был эпизод, когда оставалось играть 15 секунд и мяч с углового летел на тебя. Расскажешь об этом моменте?
— Да, помню. Но в голове больше момент, который способствовал этому угловому. Когда Артём Лукьянов забросом нашёл меня, и я с разворота бил по воротам, а Макс Долгополов смог вытащить этот мяч. Это как раз тот момент, когда мы могли сравнять счёт. Но, как бывает в футболе, не забиваешь ты, забивают тебе. Поэтому этот момент я прокручиваю в голове до сих пор. А тот угловой откровенно вышел не очень хороший, так как мяч пошёл чуть выше, и я элементарно не смог дотянуться до мяча и пробить по воротам. Чего-то не хватило, чтобы дотянуться (смеётся). С ЦСКА были аналогичные моменты. Постоянно чуть-чуть не хватало. Будем работать над этим.
— Удалось поспать в ночь после игры с «Локо»?
— Да, я уже научился отпускать такие вещи. Вечером, конечно, мы посмотрели основные моменты матча, каждый отметил свои ошибки. Но дальше надо было уже спать, так как на следующий день новая игра. После встречи с «Локомотивом» нам сказали, что завтра надо обязательно выигрывать у ЦСКА. Это дерби, и все наши родные и близкие будут следить за нами. Это эмоционально тяжело. За себя могу сказать, что с трудом пережил эмоции после матча с «Локомотивом». Потом был ЦСКА и уже после этой встречи чуть полегче было в плане эмоций.
— Больше расстроился от первого поражения или от второго?
— Из-за всех. Первое против «Локо» — особенное, конечно. Ты выходишь на матч после победы в четвертьфинале, всё начинается неплохо, но потом… Поражение, и его тяжело принять до сих пор. У меня после матча были слезы на глазах. После ЦСКА уже было не так досадно, так как просто не хватило сил и эмоций. В первом матче было всё: и горечь поражения, и нервы в раздевалке.
— Давай о позитивном. Как тебе в целом Суперфинал, какие впечатления он оставил?
— Всё было хорошо. Много интересных нововведений по системе плей-офф, а также внедрение системы VAR. Для нас это было всё в новинку, так мы ещё никогда не играли. Всё прошло достойно, и мне всё очень понравилось. Надеюсь, наш чемпионат будет расти, и с каждым годом всё будет только лучше. Нас показывали по телевизору: наши родственники и друзья смогли увидеть наши матчи. Много людей ещё больше начали интересоваться пляжным футболом. Наш футбол идёт вверх. Это не может не радовать.
— Как тебе в целом система VAR? Изменило ли оно игру?
— Я бы не сказал, что он изменил игру. Пляжный футбол, как и всегда был, так и остался очень насыщенным на события. В какие-то моменты VAR был и в нашу пользу, и против нас. В принципе, считаю, внедрение данной системы правильное решение. Всё-таки судьи не всегда всё видят в такой толкучке. Поэтому я «за», но, надеюсь, что это все же будет вспомогательная опция, и судьи будут брать ответственность за принятие своих решений сами.