Нежелев: "Спартак" пойдёт на риск, если назначит меня главным тренером
Дмитрий Нежелев в большом интервью BSRussia выразил готовность возглавить "Спартак", но признался, что примет любое решение руководства.
В российском пляжном футболе не так много игроков и тренеров с богатой и успешной биографией в большом футболе. С приходом осенью 2017 года в тренерский штаб московского "Спартака" Дмитрия Нежелева одним таким специалистом стало больше. В середине 90-х он играл в Высшей лиге чемпионата России за "Уралмаш" и "Зенит", а по окончании карьеры обосновался в Смоленске, где много лет работал тренером в местной СДЮСШОР. После решения Михаила Лихачёва об уходе из "Спартака", Нежелев стал исполняющим обязанности главного тренера красно-белых. В интервью BSRussia он выразил готовность возглавлять команду и в сезоне, однако подчеркнул, что с удовольствием останется в клубе и в качестве помощника.
"Можно было любого посадить на лавку - результат был бы тем же"
- Дмитрий Геннадьевич, когда вы узнали о решении Михаила Викторовича? Как отреагировали?
- Я узнал до Мундиалито от самого Михаила Викторовича. Не ожидал, что он примет такое решение. Думал, Лихачёв ещё долгое время будет работать в "Спартаке". Осталась некоторая недосказанность. Если он сделал такой выбор, значит, всё взвесил и обдумал. Ему виднее. Радоваться тут нечему. Когда в налаженном механизме меняется одно из звеньев, это всегда непросто, но команда продолжает работу на фундаменте, заложенном Лихачёвым.
- Сильно волновались перед первыми матчами в роли исполняющего обязанности главного тренера?
- В игровом плане волнения не было, поскольку Михаил Викторович провёл очень хорошую работу. У нас сильная команда, каждый знает, что и как делать. Конечно, находиться на скамейке было волнительно, но те же эмоции я всегда испытывал и в роли помощника главного тренера. Любой матч - это переживания. Хочу поблагодарить ребят, они всё понимают и стараются меня поддержать. У нас сложился очень хороший коллектив. Пошутили немного, посмеялись по поводу того, что я был помощником, а теперь стал главным (улыбается). Всё на позитиве.
- Первые матчи под вашим руководством получились непростыми для "Спартака", но игроки вас не подвели. Довольны командой по итогам встреч с "Новатором" и ЦСКА-2?
- После такого масштабного и важного турнира, как клубный Мундиалито, было непросто настраиваться на чемпионат Москвы в закрытых помещениях. В этой связи были определённые переживания, но ребята молодцы, большие профессионалы. Смогли найти мотивацию и выполнили всё, о чём я их просил. А матч с ЦСКА вообще особняком стоит. Начали мы не очень здорово, но потом завелись и выправили ситуацию. Все взрослые ребята, так что мне даже ничего не надо было говорить особо.
- Вы смогли за два матча привести команду к титулу. Насколько серьёзно относитесь к этому достижению?
- Любой здравомыслящий человек понимает, что и как (улыбается). Да и мне уже не 15 лет, чтобы присваивать себе чужие лавры. Понятно, что очень крепкий фундамент заложил Михаил Викторович. Мне кажется, здесь можно было любого посадить на лавку - и результат был бы таким же (смеётся).
"Во время Мундиалито игроки "Спартака" не знали, что Лихачёв уйдёт"
- Вы сказали, что узнали о решении Лихачёва до Мундиалито. А игроки команды знали, что после этого турнира он уйдёт?
- По-моему нет. Для всех ребят, кроме, наверное, Антона Шкарина и Алексея Макарова, это был самый серьёзный вызов в карьере. Так что информация об уходе тренера могла только навредить и усилить и без того солидное давление. Даже несмотря на неудачный итоговый результат, само выступление на подобном турнире - это огромный опыт, который упадёт в копилочку этим ребятам.
- Лихачёв назвал одной из главных причин неудачи "Спартака" удаление Фёдора Земскова в полуфинале с "Катанией" и его отсутствие в матче за третье место. Согласны?
- Это одна из причин, да. Я бы не сказал, что во всём виноват один футболист. У нас ещё не было подходящего момента, чтобы собраться командой и спокойно обсудить произошедшее. Думаю, в игре с "Катанией" удаление Фёдора сказалось в том плане, что у нас было наиграно много стандартов с ним, так что его потеря выбила команду из колеи. Что касается игры за третье место, то тут не хватило эмоций. Все думали, что в полуфинале мы поборем соперника, поэтому на матч с "Фламенго" команда вышла полностью выхолощенной на очень негативном эмоциональном фоне. Все боролись, хотели подняться на пьедестал, но всё-таки, когда ты выступаешь на положительных эмоциях, это намного легче, чем после тяжёлого поражения. Если бы мы вчистую проиграли, как "Фламенго" "Браге", то нам было бы легче настроиться на последний матч. А так всё перевернулось на последних секундах.
Конечно, не стоит всё валить на Федю, но я думаю, что для него эта ситуация тоже станет огромным уроком. Наверняка у него до сих пор стоит перед глазами тот матч с "Катанией", и он постоянно думает, как надо было вести себя в тех эпизодах. Вообще, как мне кажется, все игроки "Спартака" надолго запомнят этот полуфинал. Главное, чтобы каждый сделал правильные выводы.
- Сейчас, когда вы исполняете обязанности главного тренера, проводите ли какие-нибудь консультации с Михаилом Викторовичем?
- Так как мы дружили с ним ещё до моего прихода в "Спартак", то у нас есть общение, и оно будет продолжаться при любом раскладе. Естественно, связь не теряется, но нет такого, что я по любому поводу бегу к нему за советом, или он мне каждые пять секунд названивает и говорит, что делать. Если у меня будут какие-то прямо сумасшедшие проблемы, то я знаю, что всегда могу обратиться как к Михаилу Викторовичу, так и к другим знакомым тренерам. Уверен, что эти люди мне помогут. Но советов можно насобирать целую кучу, а решение надо принимать самому.
"Если предложат возглавить "Спартак", посоветуюсь с игроками"
- У вас уже был какой-то разговор с руководством "Спартака" по поводу своего будущего в команде?
- Нет, пока я не встречался с Александром Сергеевичем Зайцевым, не было никаких разговоров. Всё зависит от руководства. Видимо, оно взяло паузу, чтобы принять решение. Я пока остался в роли тренера команды и в отсутствие главного тренера исполняю его обязанности.
- Считаете ли вы, что уже готовы к роли главного тренера одного из топ-клубов российского пляжного футбола?
- Это очень сложный вопрос. Конечно, опыта работы именно в пляжном футболе у меня не очень много. Я понимаю, что "Спартак" - это клуб, который ставит перед собой только максимальные задачи и не может себе позволить экспериментировать. Но если руководство мне доверит, я постараюсь сделать всё, что в моих силах. С их стороны это будет большой риск.
- Но вы сами готовы рискнуть?
- Я бы попробовал. Но, если такое предложение поступит, мне надо будет пообщаться с коллективом, с тренерским штабом, всё тщательно взвесить. Так оголтело кричать "Да, да, да, я тренер "Спартака" было бы неправильно (смеётся). Надо всё обдумать и принять самое верное решение. Поэтому мне сейчас тяжело на эту тему говорить.
- А в случае, если руководство назначит на пост главного тренера другого специалиста, вы будете готовы остаться в тренерском штабе?
- Я с удовольствием останусь, если этот специалист посчитает целесообразной мою работу в команде. В большом футболе тренер обычно приводит с собой помощников, которых он давно знает и доверяет. Если новый тренер "Спартака" мне доверится, то я с радостью продолжу работу.
- В 2017 году московский "Спартак" после долгой паузы стал чемпионом России по большому футболу, и тогда многие говорили, что Каррера добился успеха "на багаже" Аленичева. Не опасаетесь, что, если вы продолжите возглавлять "Спартак" и приведёте его к победам, вашу роль тоже будут недооценивать?
- Я всё прекрасно понимаю. Если предположить, что я останусь и мы что-то выиграем, то в этом в любом случае будет огромная заслуга Михаила Викторовича. За год он создал отличный коллектив, поставил игру. А вот неудачный результат точно будет на моей совести, поскольку созданное Лихачёвым надо сохранить и приумножить. Если не получится, то это никак не поражение Михаила Викторовича (улыбается).
- Не совсем справедливо, не находите?
- Это тоже определённый вызов. Я в пляжном футболе человек новый, мне ещё учиться и учиться.
- Если не удастся остаться в "Спартаке", готовы ли рассмотреть предложения от других команд?
- Я считаю, что нельзя отмахиваться ни от каких возможностей. Если кого-то вдруг заинтересует моя работа, то я, конечно, подумаю над этим. Мне очень понравился пляжный футбол, сама игра, атмосфера. Так что я бы с удовольствием остался и продолжил развиваться как тренер в этом виде спорта.
"В любом случае занесу работу в "Спартаке" себе в актив"
- Чем вас привлёк пляжный футбол?
- Честно говоря, когда я окунулся сюда изнутри, то не понял, почему к этому виду спорта такой маленький интерес у нас в стране. Очень агрессивная игра, много мячей забивается, много единоборств. Каждую секунду что-то происходит. Мне кажется, в пляжном футболе есть всё, что нравится болельщикам. Главное, в большинстве матчей интрига живёт до последних секунд, потому что всё может измениться за мгновения. Я считаю, что у пляжного футбола огромный потенциал, только нужно его развивать и популяризировать. Единственно, у нас в России погодные условия не позволяют играть на открытом воздухе круглый год. Поэтому важно строить крытые комплексы, чтобы спортсмены зимой не простаивали. На мой взгляд, есть смысл развивать пляжный футбол в России, тем более результаты сборной к этому подталкивают, мы одни из лидеров в мире.
- До вашего прихода в "Спартак" осенью 2017 года в пляжном футболе о тренере Дмитрии Нежелеве почти никто не слышал. Как вы оказались в тренерском штабе одного из ведущих клубов страны?
- Мы с Михаилом Викторовичем знакомы не один год, и в последнее время наши футбольные пути нередко пересекались. Насколько я понимаю, когда он возглавил "Спартак", у него был вариант с помощником, но что-то не получилось. А вторая кандидатура была моя. Он мне предложил стать тренером "Спартака", и я согласился. До того момента я в пляжном футболе не работал, хотя помимо Михаила Викторовича хорошо знаком и с Ильёй Леоновым, и с Андреем Лохмачёвым. Я честно сказал Лихачёву, что опыта в пляжном футболе у меня нет никакого. Он сказал, что всё понимает и ничего страшного в этом не видит. Поэтому я со спокойной душой принял предложение и приехал в Москву.
- Вы полтора сезона работали бок о бок с одним из самых титулованных тренеров в истории пляжного футбола. Что особенно удивило в работе Лихачёва?
- Да всё (улыбается). Так как раньше я с пляжным футболом не соприкасался, то для меня абсолютно всё было в новинку. Мне повезло начать работу в новом для себя виде спорта под руководством такого мастера, как Михаил Викторович. У него и тренировочный процесс, и микроклимат в команде, и общение с игроками - всё на высшем уровне, хоть бери, записывай и копируй. Даже если у меня дальше здесь ничего не получится, я уже могу записать себе время работы в "Спартаке" в актив.
"Застал времена, когда футболистам миллионы не платили"
- У вас есть опыт работы с детьми в большом футболе. В пляжном футболе тренер теряет больше нервных клеток за матч?
- Переживания те же самые, но с детьми всё-таки не так давит результат. Бывают огорчения от того, что у них что-то не получается, но никогда не ставил задачу кровь из носа выиграть. А здесь взрослый футбол, результат главенствует. Отсюда и эмоции совсем другие. В несколько раз больше теряешь энергии и нервов. Тем более в большом футболе есть определённые недельный цикл, команды успевают отойти от матча и в физическом, и в эмоциональном плане. А в пляжном, взять даже Мундиалито, пришлось сыграть пять матчей за пять дней. Вроде уже прошёл часть пути, потратил силы, а дальше всё сложнее и сложнее. Думаю, если бы матч за третье место игрался не на следующий день после поражения от "Катании", то у "Спартака" было бы больше шансов. Здесь, вне зависимости от результата, нужно мгновенно забывать прошедший матч и переключаться на следующий.
- У вас была заметная карьера в большом футболе, в том числе игра за "Зенит" в чемпионате России. Почему решили сосредоточиться на работе с детьми, а не попробовали себя в качестве тренера во взрослой команде?
- Когда я закончил играть, начал работать с детьми в Смоленске. Конечно, мне было бы интересно поработать и со взрослыми, но никаких приглашений не было, а сам же не будешь бегать и рекламировать себя. Понятно, что есть тренерские курсы, но это не бесплатное удовольствие. Я застал те времена в нашем футболе, когда миллионы ещё не платили. Это сейчас можно два-три года поиграть на хорошем уровне и уже что-то отложить. Я за свою карьеру смог заработать на квартиру, машину и нормальное существование, но не мог позволить себе взять и заплатить за учёбу в Высшей школе тренеров. Сейчас, я думаю, это для футболистов вообще не проблема. Они могут спокойно какое-то время не работать после ухода из футбола, а посвятить себя учёбе.
- В чём, на ваш взгляд, главное отличие работы тренера с детьми и взрослыми?
- С детьми работать проще. Маленький ребёнок слушает тебя с открытым ртом и впитывает всё, что ты говоришь. А во взрослом футболе ты уже работаешь с готовыми футболистами. Нужно найти подход, достучаться до взрослых людей, у которых есть своя точка зрения. Для этого надо создать хороший коллектив и заразить игроков общей идеей.