Жукова: «За эти годы пляжный футбол подарил мне много замечательных людей»
Голкипер «Кристалла» — об уходе из пляжного футбола, роли вратаря, ответственности и тренерской деятельности.
Старт сезона в женском пляжном футболе продолжает тревожить песочное сообщество неожиданными новостями — голкипер «Кристалла» Арина Жукова решила продолжить карьеру в формате 11х11. Спортсменка уже играла в Суперлиге большого футбола за «Рубин», а также неоднократно вызывалась в сборные разного возраста. Теперь, приобретя необходимые навыки, голкипер готова снова попробовать себя на зелёном поприще.
О внутренних ощущениях, мотивации в «Кристалле», личной ответственности за результат, принятии важных решений и тренерстве рассказала в интервью BSRussia Арина Жукова.
— Вы объявили об уходе из пляжного футбола и возвращении в формат 11х11 в момент, когда за вашими плечами очень успешный отрезок карьеры. Почему решение о завершении этапа пришло именно сейчас, а не раньше или позже?
— Мысли о возвращении время от времени меня посещали, но каждый раз мне удавалось чем-то зацепить себя и остаться в пляжном футболе. Много думала, как минимум один раз в год пробегала мысль «а может стоит вернуться снова на газон», но понимала, что в первую очередь головой я ещё не отпустила прошлую Арину, которая подожжет всё вокруг себя, если ей что-то не понравится. А в начале 2025 года произошло немало ситуаций, которые раньше на раз-два вывели бы меня из себя, но я наконец-то обрела спокойствие и терпение, как раз те самые качества, которых раньше мне не хватало, в тот момент я и приняла решение о том что сейчас самое время покинуть пляжный футбол и попробовать снова себя на зеленых полях.
— Если оглянуться на годы в пляжном футболе, как этот формат изменил ваше восприятие игры и внутреннее ощущение себя как профессиональной футболистки?
— Если честно, до начала 2022 года я даже не знала о существовании пляжки и, конечно, скептически относилась к этому формату, но за три года проведённых в этой атмосфере я кардинально изменила своё отношение как игрок и зритель.
— Расскажите про самое запоминающееся и теплое событие о «Кристалле», которое хочется рассказывать из года в год и даже тем, кто никак не связан с пляжным футболом?
— Для меня самый запоминающийся был 2024 год в целом: первый требл, интересный сезон, яркий на эмоции, события.
— Когда команда долго доминирует, давление ожиданий растёт вместе с количеством титулов. Как вы внутри «Кристалла» справлялись с этим давлением и сохраняли мотивацию продолжать играть и выигрывать? Не превратилось ли это в какую-то обыденность?
— «Кристалл» = менталитет победителя, где нет цели выйти в финал и хорошо сыграть, есть другая — выиграть трофей и показать красивый футбол, все это понимают и по сей день. К тому же у оранжевых собраны игроки, которых не нужно мотивировать, так как они изнутри мотивированы, это даже было видно в тренировках. Каждый работал так, чтобы стать лучше, у нас даже на занятиях всегда был элемент соревнований. Да, мы где-то на подкорке понимали, что конкурировать с нами всем становится тяжелее, но и держали мысль, что все настраиваются к нам как на последний бой, где мы не имеем права на ошибку, а соперник может совершить чудо. Мы всегда отталкивались от своей игры и поэтому хотели всегда больше как от самих себя, так и от партнёров. Когда люди совершенствуют себя каждый день для того, чтобы подтвердить чемпионский статус — это не может превращаться в обыденность.
— Как опыт постоянных побед с «Кристаллом» повлиял на ваше отношение к поражениям, ошибкам и личной ответственности за результат?
— Я и до «Кристалла» была гиперответственной и цеплялась к своим игровым действиям. С возрастом я стала более объективнее смотреть где я могла помочь, а где нет. В клубе очень большую роль играло именно лицо команды и планка, которую мы себе задали. Если ты выдаешь великолепный турнир, то ты уже не можешь на спущенных сыграть следующий, ты всегда должен придерживаться стабильности и не падать ниже своего уровня. Для меня как раз этот опыт показал то, к чему я и буду стремиться каждый день.
— Вы начали заниматься футболом в девять лет и практически сразу оказались в системе большого спорта. Как раннее погружение в профессиональную среду повлияло на взросление и на то, как вы принимаете решения сегодня?
— Да, я пришла в футбол относительно рано, но сначала вообще не воспринимала это как что-то серьёзное, да и если вы увидите мои детские фотографии, то тоже не подумаете, что эта девочка пойдёт по пути профессионального спорта (улыбается). В какой-то момент меня затянуло и вот мне 14 лет, первый вызов на сборы, с того момента я начала приучаться к самостоятельности. Появилось больше ответственности и понимание, что всё в моих руках, главное — работать. Когда я впервые уехала в другой город уже было не страшно, поскольку вечные разъезды то на соревнования, то на сборы уже заложили определённый фундамент в то, что рано или поздно наступит самостоятельная жизнь. И вот в 18 лет я переезжаю, без страха, без сомнений о том, что я с чем-то не справлюсь. Некоторые вопросы я, конечно, до сих пор не научилась решать, но благо я научилась окружить себя людьми, которые компетентны и с радостью помогут полу-взрослому ребёнку.
— Ваш путь в большом футболе включал Суперлигу, «Рубин» и работу в сборных разных возрастов. Какие ожидания от большого футбола у вас были в тот период и как со временем они трансформировались и выглядят сейчас? Что вы хотите получить от формата 11х11?
— Я всегда хотела играть на высоком уровне, но когда ты молодой и амбициозный, очень легко перегореть и сойти с пути. Так и было со мной — я разбилась о свои же ожидания, которые на тот момент отличались от реальности, а понятие «терпение» в то время для меня что-то неизвестное.
Сейчас цель такая же: играть на высоком уровне и помогать команде побеждать. Разница сейчас только в том, что я понимаю, сколько может потребоваться времени для полноценного возвращения в родной формат, так как три года не такой маленький срок, и спорт развивается. Радует, что многие коллективы хотят совместить победы и комбинированный футбол, который приятно смотреть, а не всеми привычный с тактикой «Бей вперёд — игра придёт».
— В 2024 году вы открыто говорили, что большой футбол перестал вас вдохновлять. Что именно в структуре, ритме и самой игре перестало совпадать с внутренними ощущениями и появилось желание вернуться?
— Тогда я в очередной раз нашла причину не видеть себя игроком Суперлиги, от этого и сказала, что вряд ли в ближайшее время вернусь. Но повторюсь, моя жизнь завязана на моих ощущениях и желаниях. В 2022 году я захотела уйти и ушла, здесь я захотела вернуться — поэтому в очередной раз оставила, казалось бы, нагретое место и пошла в неизвестность. Сейчас, спустя время, понимаю, что вопрос касался далеко не вдохновения, а именно внутреннего состояния. Пляжный футбол мне нужен был для успокоения, даже, возможно, где-то для перевоспитания. Быть звездой пляжки я никогда не планировала, поэтому возвращение рано или поздно должно было случиться или хотя бы попытка, поскольку я понимала существование риска, что после трёхлетней паузы мной уже не будут интересоваться. Желание появилось не в одночасье, оно очень долго обдумывалось, я взвешивала все «за» и «против». В конце концов «за» оказалось больше.
— Пляжный футбол часто требует от вратаря мгновенных решений и активного участия в игре. Как этот опыт повлиял на ваше понимание ответственности за матч и за команду в целом?
— Очень много раз мы уже затронули вопрос ответственности, и ни разу не сказали, что пляжный футбол — это красивое шоу, а порой и риск. Я, конечно, не отношу себя к тем игрокам, которые делали шоу, так как для меня главное — сыграть надёжно. Греха таить не буду, были моменты, когда я напрочь забывала об ответственности и у меня включался такой режим «мне пофиг, я хочу поиграть в удовольствие», и как раз в такие моменты у меня выходили неплохие матчи, где даже было не стыдно за себя. Наверное такие переключения и помогли мне найти золотую середину между пофигизмом и тотальной самокритикой.
— Принимая решение вернуться в формат 11х11, как вы оцениваете тот багаж навыков и качеств, который приобрели в пляжном футболе, и его применимость в большом футболе?
— К сожалению, не все приобретённые навыки и качества бывают также эффективными в другом формате, но пока что я больше плюсов вижу от того, что мне дали в пляжке. Да, есть моментики, где надо перестроиться, но всё же потихоньку начинаю понимать, о чём мне говорил Геннадий Тумилович, когда я советовалась с ним о большом футболе.
— Каждый возврат в уже знакомую среду происходит с другим внутренним состоянием. В чём, по вашим ощущениям, заключается главное отличие вас нынешней от той Арины, которая раньше играла в большой футбол?
— Первое и самое ключевое отличие — это спокойствие. Да, меня можно разозлить как и всех, но не как раньше. Тогда я загоралась с полуслова и взрывалась, и это касается не только спорта, но и в жизни. Спасибо Ивану Канаеву, который однажды на сборах, увидев, как я злюсь, спросил «Помогает мне злость или наоборот идет в минус?». Казалось бы, простой вопрос, но я никогда сама не знала ответа (улыбается). Я стала более терпимее, пропал детский максимализм.
— Несколько лет назад вы начали обучение на тренера. Продолжаете ли вы учёбу сейчас и как навыки, приобретенные в ней, помогают вам сейчас?
— В 2025 году окончила университет и как раз в этот же год благодаря Екатерине Митрофановой удалось попробовать себя в роли тренера. Сначала было страшно, что я не смогу работать с маленькими девочками, но всё сложилось куда лучше. Даже успела влюбить маленьких вратарей к их специфической работе. Было грустно оставлять их в момент когда мы сдвинулись с места и начали прогрессировать. Через работу с детьми я начала смотреть на себя по-другому, обучая их, сама освежала себе память, а иногда и училась чему-то.
— Какие аспекты игры сегодня для вас важнее всего — независимо от формата футбола?
— Качество футбола, которое удаётся совмещать с результативностью.
С вратарской стороны, то это, конечно же, стабильно надёжная игра.
— Если представить вашу карьеру как единую линию, какой опыт считаете ключевым? В какой момент вы его получили? Может, какой-то важный совет вам дал специалист?
— Каждый опыт по-своему важен. Не буду выделять какой-то один этап моей карьеры, потому что, как вы сказали — это единая линия. Сейчас я придерживаюсь того мнения, что каждый совет, который получила, каждый опыт, который прошла — сделал из меня того, кем сейчас являюсь.
— Глядя вперёд, какой внутренний результат должен быть достигнут, чтобы через несколько лет вы могли сказать себе, что этот шаг из пляжного футбола обратно в большой был осознанным и правильным?
— Вряд ли я скажу когда-то, что у меня были правильные или неправильные шаги. Были важные и своевременные, вынужденные, но если человек хочет, он сможет любой шаг обыграть в положительную для себя сторону. Если через несколько лет я буду счастлива и буду получать удовольствие от любимого дела, значит всё было не зря.
— Когда вы приняли решение уходить из пляжного футбола, кому вы рассказали об этом в первую очередь и почему именно этому человеку? Какая была реакция у него и у клуба?
— Честно говоря, я уже не помню, кто был прям первый, поэтому врать не стану. Однако кому бы я ни сказала из моих близких, каждый ждал этих слов три года, иногда даже спрашивали сами меня, не надумала ли я вернуться. Поэтому все были рады, шока не было ни у кого из-за того, что я собралась и уехала. Что касается клуба, тут тоже были разные реакции, кто-то до последнего не верил, что я ухожу, кто-то сразу поддержал и сказал, что правильное решение, были и те кто вообще никак не отреагировал.
— Что из пляжного футбольного быта Вам уже сейчас кажется тем, по чему Вы будете скучать в повседневной жизни?
— Люди. За эти годы пляжный футбол подарил мне много замечательных людей, за которыми я уже начала скучать, но я не прощаюсь, мы со всеми непременно увидимся ещё не раз.
— Какой самый простой, но важный совет Вы дали бы себе самой в тот момент, когда только делали этот выбор о смене формата?
— Дай себе время, и ты увидишь, на что ты способна.