Злокковик: "Работе отдаюсь круглосуточно на 100 процентов 365 дней в году"
BSRussia представляет интервью тренера сборной Парагвая из отчета исследовательской группы ФИФА о чемпионате мира-2019 в Парагвае.
Несмотря на не самое удачное выступление сборной Парагвая на чемпионате мира 2019 года, работа бразильского тренера Густаво Злокковика привлекла внимание исследовательской группы ФИФА. Именно его интервью специалисты выбрали для включения в отчет о турнире. Густаво рассказал об особенностях формирования команды, тренерского штаба и подготовке национальной сборной Парагвая к главному событию в мире пляжного футбола.
— Каким был ваш график тренировок и матчей во время подготовки к мундиалю?
— Мы начали тренироваться 3 января, после того как закончилась Национальная лига по пляжному футболу. Тренировки проходили пять дней в неделю с марта по ноябрь. Мы сыграли около 30 матчей за год: два в финале южноамериканской лиги против Бразилии, шесть в отборочном турнире чемпионата мира, восемь во время европейского турне, два во время тура по Оману, четыре в южноамериканской лиге этого года, четыре товарищеские встречи перед чемпионатом мира и три на Кубке мира.
— Сколько дней в целом занял процесс подготовки?
— Я бы сказал от 150 до 180. С понедельника по пятницу каждую неделю.
— Как такая интенсивность сказалась на игроках? Считаете ли вы, что нагрузка была подходящей?
— Мы хорошо продумали и просчитали нагрузки как в микро-, так и в макроциклах нашей подготовки. Макроциклы шли первые полгода, а непосредственно перед турниром мы перешли на микроциклы. В среднем тренировки длились от 60 до 70 минут.
— Отличался ли тренировочный режим в поездках от того, которого вы придерживались дома?
— Несомненно. Мы значительно снижаем тренировочную нагрузку во время соревнований. Повышаем интенсивность, но уменьшаем количество тренировок. Когда команда находится в Парагвае, тренировочных сессий проводим гораздо больше.
— Как вы распределяли время тренировок между тактической и технической подготовкой футболистов?
— Физическая подготовка моих ребят была великолепной, но тактике раньше уделялось довольно мало внимания. Поэтому я сосредоточился на этом компоненте, когда начал работу со сборной. Конечно, мы не упускали из виду и техническую подготовку, поскольку, на мой взгляд, техника — это ключ к победам в пляжном футболе. На песке техника очень специфична и имеет большее значение, нежели в классическом футболе и в мини-футболе.
— С точки зрения тактики, чему вы уделяли наибольшее внимание?
— 90 процентов команд на чемпионате мира, может быть, за исключением африканских сборных, применяют активное использование вратаря в атакующих действиях. Иногда это немного скучно, так как теряется разнообразие игры. Мы сосредоточились на универсальности, действовали 1-3-1, 1-2-2 и даже 1-1-3, что, кстати, помогло нам сравнять счет в матче со Швейцарией. Конечно, мы много работали над стандартными положениями: угловыми ударами, начальным ударом и вбрасыванием мяча.
— В рамках подготовки к следующему чемпионату мира на чем вы сделаете акцент в подготовке, учитывая опыт прошедшего турнира?
— Определенно, нам стоит подтянуть техническое оснащение и игровой интеллект. Я хочу, чтобы мои футболисты думали на площадке, приспосабливались к разным игровым коллизиям и принимали верные решения. В Парагвае нам не всегда это удавалось, особенно в ситуациях, когда нужно было сделать выбор между пасом и ударом по воротам.
— Насколько широк круг претендентов на попадание в национальную сборную Парагвая?
— В настоящее время мы можем выбирать из примерно 90 футболистов, которые выступают в трех внутренних турнирах: Суперлиге, Национальной лиге и Кубке страны. Отмечу поддержку Ассоциации футбола Парагвая, которая делает многое, чтобы игроки попадали в сборную в оптимальном состоянии.
— Сколько футболистов вы вызывали в сборную во время квалификации к мировому первенству?
— За последние три года с начала моей работы я вызвал 49 футболистов из взрослых и молодежных команд. Исходя из финансовой поддержки, которую мы получили, у нас была возможность готовиться в расширенном составе. За полгода до чемпионата были выбраны 18 футболистов, а за три месяца до старта мундиаля был определен окончательный состав из 12 человек, кто и вошел в состав сборной на матчи чемпионата мира.
— С каким футбольным бэкграундом приходят в сборную новые ребята?
— Из 12 футболистов, которые представляли нашу сборную на чемпионате мира, 11 пришли из классического футбола и один из футзала. Любительский футбол очень популярен в Парагвае, все хотят стать футболистами. При скаутинге мы делали акцент на представителях третьего дивизиона, которые получали мало игровой практики в клубах. При этом мы искали футболистов с конкретными характеристиками. Например, высоких и мощных игроков, а также скоростных исполнителей. Таким образом, у нас был большой выбор при формировании состава.
— Сколько времени требуется, чтобы подготовить футболистов для выступлений на международном уровне?
— В пляжном футболе, если вы тренируетесь регулярно, то есть три-четыре раза в неделю, то в течение четырех месяцев вы уже сможете понять игру. Это не значит, что футболист будет полностью готов к соревнованиям, но короткие игровые отрезки уже сможет проводить на должном уровне. Полноценная подготовка, по моему мнению, занимает около восьми месяцев. Этого времени будет достаточно, чтобы освоить технику, привыкнуть к покрытию, понять как контролировать мяч.
— Сколько тренировок и матчей необходимо, чтобы вывести игрока на уровень, достаточный для чемпионата мира?
— От 60 до 80 тренировок и 20-30 матчей будут достаточными, чтобы футболист мог конкурировать на таком уровне.
— Расскажите о персонале команды? Какова структура тренерского штаба и роль разных сотрудников в нем?
— Когда я только приступил к работе, то тренерский штаб состоял всего из трех человек. Сейчас же у нас восемь сотрудников: тренер вратарей, врач, физиотерапевт, психолог, специалист по амуниции, фитнес-тренер, аналитик и я.
Я на выкладываюсь на 100 процентов в своей работе — тружусь круглосуточно 365 дней в году. Достаточно большое количество сил отдаю непосредственно на площадке и за ее пределами. У нас много совместных проектов с министерством спорта, организация Суперлиги. Мы ощущаем огромную поддержку со стороны спортивных властей Парагвая.
— Как вы используете психолога в работе с командой?
— Каждую неделю психолог проводит одно групповое занятие с футболистами и по одному с каждым индивидуально. Ребята очень позитивно отзываются об этом опыте. Психологическая составляющая пляжного футбола не менее важна, нежели, например, техника.
— Довольны ли вы своей работой и результатами?
— За 16 лет моей работы в национальных командах я не могу вспомнить примера, когда была бы сделана хотя бы половина от того, что мы успели со сборной Парагвая во время подготовки к чемпионату мира. Всё было идеально продумано и реализовано. Мы изменили жизнь 16 футболистов, которые получили финансовую поддержку от государства. На базе многих клубов появились команды по пляжному футболу, в том числе в таких топ-клубах, как "Олимпия" и "Либертад". Я очень доволен и счастлив.
— Если бы у вас была возможность повернуть время вспять, то что бы вы изменили?
— Я мог бы подвергнуть сомнению свой выбор того или иного игрока или свой подход к дисциплине, но в итоге это были мои решения, и я несу за них полную ответственность. Если мы победим, то футболисты тоже победят. Если мы проиграем, то поражение будет моим. Такова судьба тренера.
Я уверен, что мы сделали всё возможное для успеха. За неделю до турнира мы провели товарищеские матчи с топ-командами и выглядели прекрасно. В тех встречах, где мы проиграли на мундиале, команда не использовала свой потенциал даже на половину. Когда мы вылетели, то я ожидал критики, но ее не было ни от болельщиков, ни от СМИ. Те, кто пристально следит за нами, знают, на что мы способны.
Мировое первенство — это уникальный турнир, на котором нельзя расслабляться ни на секунду, потому что вам противостоят лучшие команды планеты. Конечно, мы разочарованы результатом, но та поддержка, которую я ощутил несмотря на неудачу, заставляет меня чувствовать гордость за свою работу и с оптимизмом смотреть в будущее.